Краткая история журнала «Тиккун»

 

В декабре 1997 г. в Сорбонне вспыхнули студенческие забастовки, в частности, в Высшей нормальной школе на улице Ульм, которая была оккупирована студентами. После этого, весной, ежедневно в аудитории кампуса Жюссьё проводилось общее собрание беспрецедентного характера, на котором абсолютно каждый мог выступить совершенно свободно, однако, вход на это собрание был запрещён политическим организациям и их представителям. Очевидно, что непосредственные вопросы университетской жизни практически не интересовали участников (числом от 50 до 200 человек в разные дни), но, наоборот, на этих встречах затрагивались все аспекты критики современного общества. Это собрание, представлявшее уникальное событие в своём роде, проводилось на протяжении нескольких месяцев, а затем самораспустилось.

 

В ходе оккупации Высшей нормальной школы внутри «особого собрания» Жюссьё формируется группа поддержки. К февралю небольшая дискуссионная группа отделилась от собрания в Жюссьё, не покидая его бесповоротно, чтобы собираться раз или два в неделю в кафе XX аррондисмана. Затем достаточно быстро сформировалось ядро этой группы из семи человек (Жюльен Б., Фульвия К., Жюльен К., Ким А., Стефан Х., Реми Р., Жоэль Г.), которые вывели качество дискуссии на более высокий теоретический уровень. Участники, почти все обладающие обширными познаниями и хорошим образованием в областях философии и литературы, несмотря на юный возраст большинства из них (самому юному из них было 19 лет), ориентировались среди прочего на Ситуационистский Интернационал, на дада и сюрреализм, а также на Франкфуртскую школу, на молодого Лукача (автора работ «Душа и формы» и «История и классовое сознание»), на Ханну Арендт («О революции», «Скрытая традиция»), на работы Гершома Шолема по еврейской мистике, и, разумеется, Вальтера Беньямина. Что касается современной философии, следует отметить сильное влияние работ Джорджо Агамбена («Грядущее сообщество», «Homo Sacer»), с которым был установлен непосредственный контакт, а также интерес к работам Жильбера Симондона, Жиля Делёза, и, разделяемый не всеми, к работам Мишеля Фуко. Модные идеологи вроде Алена Бадью или Славоя Жижека игнорировались, или, точнее, презирались. Достаточно скоро возник вопрос об издании журнала под названием «Тиккун», что было отсылкой к традиции еврейской мистики, в которой Тиккун Олам обозначал исправление испорченного, опустошённого, утратившего гармонию мира. Здесь можно обнаружить мессианскую отсылку, разделяемую Беньямином, но также и всей западной традицией критики, общей для анархизма и социализма (см. работу Михаэля Леви «Искупление и утопия»). За исключением нескольких коротких текстов («Война, ну что ж» в первом номере и «Что делать?» во втором), которые были плодом коллективного авторства изначально, статьи писались единолично, а впоследствии читались, обсуждались и редактировались всей группой.

 

Первый номер журнала, составленный в Венеции в декабре 1998 г., был опубликован в феврале 1999 г. В мае 1999 г. Ким А., Жюльен Б., Жюльен К., Фульвия К. и Стефан Х. пребывают в Израиле. Они, в частности, посещают Цфат, город, в котором возникла лурианская каббала. Они привозят с собой редкий экземпляр «Изречения господа» Якова Франка в английском переводе. Первый номер журнала имел настоящий успех среди читателей, открытых к обновлению критической концептуализации, сбив с толку немалое число ископаемых интеллектуалов из среды радикалов. В то же время в группе возникают разногласия. Ким А., Реми Р. и Жюльен Б. от неё отдаляются. Более-менее прогрессивные представители культурных кругов (журналы Ligne de risque, Evidenz и т.д.) пытались наладить контакт с группой «Тиккун», но эти встречи закончились безрезультатно. В мае 2000 г. к группе присоединяется Лоран Ж., друг Жоэля Г. Он разрабатывает новаторский анализ кибернетизации мира.

 

Бесконечные аргументированные дискуссии, зачастую весьма ожесточённые, воодушевляли и раскалывали коллектив. Не было и речи об установлении единой политической линии группы. Разногласие воспринималось как движущая сила и обогащающий элемент. Достаточно было базового соглашения о сущности проекта по преодолению существующих условий. Такой подход позволил избежать застоя, которому столь подвержены критические группировки.  Таким образом, акцент делался на свободную игру форм жизни и исторические разногласия в свободном обществе. Идея устройства контр-сообществ внутри современного общества является прямым следствием концепции Тиккун, которая заключается не в эсхатологическом ожидании будущих потрясений, но требует начала осуществления здесь и сейчас. В отличие от «Великой ночи», Тиккун располагается не в конце времени, но во времени конца.

 

Подготовка второго номера была сопряжена с рядом сложностей. Этот номер был в большей степени посвящён политическим аспектам, с ярко выраженным теоретическим усовершествованием многих позиций, но менее ведомым энтузиазмом, и, в конечном счёте, менее последовательным, чем предыдущий номер. В июле 2001 г. группа едет в Италию, где принимает участие в демонстрации в Генуе вместе с друзьями из Нью-Йорка, командой кинематографистов. Фильм Джона Келси «Избавься от себя», снятый во время беспорядков, во многом построен на текстах из первого номера журнала «Тиккун», отдельные фразы из которого зачитывает актриса Хлоя Севиньи. В начале сентября 2001 г., сразу после завершения редакционной работы над вторым номером, группа распадается по эмоциональным причинам, сосредоточенным вокруг разрыва любовных отношений между двумя протагонистами, но за которыми, как обычно, скрывались более глубокие разногласия. В конце концов, номер был напечатан месяц спустя.

 

Группа «Тиккун» просуществовала около трёх лет. Были опубликованы два выпуска журнала, которым предшествовало издание ряда памфлетов, полностью воспроизведённых в первом номере. Члены коллектива разошлись в разные стороны. Ким А. присоединился к кибуцу в Израиле, Фульвия К. стала современной художницей, чьи выставки проходят по всему миру, Жюльен Б. работает в театре, Стефан Х. преподаёт немецкий, Реми Р. стал кинорежиссёром, Лоран Ж. преподаёт в Сорбонне, Жоэль Г. продолжает переводить и писать книги, Жюльен К. открыл общинную бакалею на плато Мильваш. Никто, кажется, не посрамил своих прошлых обязательств.

 

Опубликовано в кн.: Тиккун. Теория девушки. Предварительные материалы / Пер. с франц. С. Михайленко. М.: Гилея, 2014 (серия «Планы на Будущее").

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В онлайн-магазине появились малотиражные издания парижского художника Николая Дронникова, напечатанные в его мастерской в 1983–2004 годах

img

Рауль Хаусман

Hyle. Иллюзорное бытие в Испании: Роман / Пер. с нем. Т. Набатниковой, предисл. Р. Гейро

2023

Гилея (In girum imus nocte et consumimur igni)

img

Илья Зданевич (Ильязд)

Восхищение: Роман. Изд. 5-е, испр. и доп. / Сост., подг. текстов, коммент. и примеч. С. Кудрявцева

2022

Гилея (In girum imus nocte et consumimur igni)