Ги Дебор. Потлач (1954-1957)

 

 

Двадцать семь номеров журнала «Потлач» были изданы с 22 июня 1954 г. по 5 ноября 1957 г.  Выпуски были пронумерованы от 1 до 29, потому что журнал от 17 августа 1954 г. имел тройной номер (№ 9-10-11). До этого строенного номера журнал выходил еженедельно, двенадцатый и последующие выпуски издавались с интервалом в месяц.

Главными редакторами журнала «Потлач» были Андре-Франк Конор (№ 1-9); Мухамед Даху (№ 9-18); Джил Вулмен (№ 19); еще раз Мухамед Даху (№ 20-22) и Жак Фийон (№ 23 и 24). Последние выпуски не содержали сведений о главном редакторе. После №26 перестала соблюдаться и месячная периодичность выхода номеров.

«Потлач» позиционировался сначала как «информационный бюллетень французской секции Леттристского Интернационала» (№ 1-21), затем как «информационный бюллетень Леттристского Интернационала» (№ 22-29). Леттристский Интернационал был организацией «левых леттристов», которые в 1952 г. внесли раскол в художественное направление «леттризма» и с этого момента опровергали его.

Выпуски «Потлача» рассылались бесплатно по адресам, отобранным редколлегией, а также нескольким людям, которые сами попросили об этом. Ни один номер журнала никогда не был продан. Первый номер журнала был опубликован в количестве пятидесяти копий. С каждым выпуском тираж возрастал, достигнув итоге отметки в 400 и 500 экземпляров. Предтеча того, что в 1970-х гг. назовут «пиратским изданием», но более правдивый и последовательный в отказе от рыночной экономики, «Потлач» в оправдание своего названия распространялся исключительно бесплатно на всем протяжении его публикации.

Стратегические задачи «Потлача» заключались в налаживании надежных связей для формирования нового движения, которое должно было воссоединить культурный авангард и революционную критику общества. В 1957 г. на этой основе был успешно создан Ситуационистский Интернационал. Необходимо признать, что многие ситуационистские идеи нашли свое отражение еще в текстах «Потлача», выраженные в кратких формулировках, как того требовало наше особое средство связи.

Более чем тридцатилетний период, прошедший с момента написания текстов, вносит определенные трудности для современного читателя, ведь эти тексты не были опровергнуты последующими событиями. Сейчас читателям трудно представить себе, в каких формах были представлены признанные всеми истины того времени, и, следовательно, распознать те скандальные идеи, которые ниспровергли эти истины. Трудность эта усиливается из-за того, что формы спектакля за это время изменились, и продолжают меняться каждые три месяца, практически каждый день, в то время, как на протяжении нескольких столетий сущность отчуждения и фальсификации представлялась как нечто неизменное.

С другой стороны, прошедший период будет способствовать осознанию читателем другого аспекта этого вопроса. Высказанное в «Потлаче» суждение о смерти современного искусства казалось крайне преждевременным в 1954 г. Теперь, много лет спустя, (никому еще не удалось найти иного объяснения этому факту, хотя многие усердно старались поставить его под сомнение) мы можем сказать, что с 1954 г. ни в одной области искусств не было ни единого творца, который мог бы кому-нибудь показаться интересным. Также, теперь мы знаем, что никто за пределами  Ситуационистского Интернационала не хотел сформулировать центральную критику современного общества, которое катится на нас, подобно лавине: сея катастрофические разрушения и постоянно увеличивая свою мощь.

 

Перевод с франц. С. Михайленко.

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В серии Real Hylaea вышла книга поэзии Петра Смирнова – "наивного" поэта 1980–1990-х годов, тексты подготовлены поэтом Александром Ерёменко

img

Пётр Смирнов

Будуинские холмы: Полная версия книги стихов и другие тексты 1980–1990-х годов / Подг. текстов А. Ерёменко, сост. и коммент. С. Кудрявцева

2019

Гилея (Real Hylaea)

img

Грейл Маркус

Следы помады: Тайная история XX века / Пер. с англ. А. Умняшова под ред. В. Садовского

2019

Гилея