"На горе, на хрустальной дорожке..." ("Русская мысль" о книге Б. Поплавского "Покушение с негодными средствами")

 

 

В недавние времена — с небольшим разрывом — в России вышли две книги Бориса Поплавского. Обе они — если исходить из мыслимого собрания сочинений (которого, увы, нет!) — могут быть названы книгами добавочными. Но если одна из них ("Неизданное". М., Христианское издательство) может быть определена как "добавочно о Поплавском" и стать последним томом собрания сочинений, то книга издательства Тилея" ("Покушение с негодными средствами") — это, условно, первый том: "ранние произведения".


В книгу "Гилеи" вошли стихотворения и письма, найденные в архиве Фонда Зданевича (Париж). Это произведения 20-х годов, явно отмеченные печатью влияния старшего друга. В этот период, по свидетельству самого Поплавского, он был "резким футуристом и нигде не печатался" (из письма Ю. Иваску).


Стилистически стихи довольно пестры. Поплавский словно бы пробовал свои силы в различных "ипостасях" русского стихосложения. Мы найдем в книге и совсем неожиданные, вплоть до заумных ("Земба", "Орегон кентаомаро мао..."), произведения и более "узнаваемые по почерку" ("Сентиментальная демонология", "На балконе корчилась заря...", "Покушение с негодными средствами"). Некоторые из этих стихов — в других редакциях — опубликованы в сборниках Поплавского, выходивших за рубежом; большая часть печатается впервые.


Читая стихи из книги, изданной "Гилеей", понимаешь, откуда взялись те или иные черты стилистики стихов "известного" Поплавского, куда они уходят корнями.


Книга "Покушение с негодными средствами" дает (в отличие от "Неизданного", представляющего сборку самых разнообразных материалов как Поплавского, так и о Поплавском) — отдельный пласт творчества поэта, и во многом обогащает наше знание не только о нем, но и вообще о литературе того времени. Я, например, довольно неожиданно для себя уловил родственность поэзии Поплавского (в некоторых чертах) с поэзией раннего Заболоцкого.


Это был период дружбы Поплавского с Ильей Зданевичем (свидетельство этой дружбы — письма Поплавского, помещенные в книге). Время, когда, - по выражению Поплавского, он — в искусстве — находился "на горе, на хрустальной дорожке". Но в этих же письмах намечен и момент перелома.

"...смеем ли мы, смеем ли мы оставаться там?.."

"...я не хочу умереть в неизвестности..."

"Да, я решил «сбавить тону», сделать себя понятным (сделаться самому себе противным)..."


Едва ли это в самом деле было так. Едва ли Поплавский стал себе "противен", как, вероятно, в запальчивости писал он Зданевичу. Просто духовный рост или, скажем так, чувство, что духовные возможности шире границ, существующих на данное время, заставили Поплавского уйти "на большую дорогу человеков". И с этого времени начался другой этап творчества поэта, начался тот Борис Поплавский, которого мы знаем. Или не знаем. Тот, которого оценивали и судили, критиковали (неизменно подчеркивая при этом огромный, необычный дар поэта) его знаменитые литературные современники.


Более "ранний" Поплавский не попал в их поле зрения. Книга издательства Тилея" заполняет этот пробел. Материал, напечатанный в ней, во многом уникален. Думаю, с этим согласятся знатоки и ценители творчества Бориса Поплавского.


Виктор Обухов

Москва


Опубликовано в газете «Русская мысль» № 4166 от 20-26.03.1997.

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В онлайн-магазине появились малотиражные издания парижского художника Николая Дронникова, напечатанные в его мастерской в 1983–2004 годах

img

Илья Зданевич (Ильязд)

Философия: Роман. Изд. 2-е, испр. и доп. / Сост., подг. текстов, коммент. и примеч. С. Кудрявцева

2023

Гилея (In girum imus nocte et consumimur igni)

img

Издания Николая Дронникова (Париж)

2000

Николай Дронников