Смотрите в разделе "Сканы книг" две ранние книги Алексея Кручёных, переизданные недавно мадридским Ediciones del Hebreo Errante

 

На нашем сайте появились электронные версии двух новых книг. Это дар нашего друга и коллеги Михаила Евзлина, основавшего в Мадриде свое Ediciones del Hebreo Errante и выпустившего уже более сотни наименований, среди которых книги русских футуристов и современных заумников. "Помада" и "Две поэмы. Пустынники. Пустынница" (обе - 1913) в издании Hebreo Errante - не репринты, а переиздания, с прежними иллюстрациями, но с новыми дополнительными материалами. Как у нас заведено, передаем слово гилейцу Ярославу Скоромному:

 

На сайте «Гилеи», в разделе "Сканы книг" размещены две книжки мадридского издательства "Hebreo Errante", которое принадлежит Михаилу Евзлину и специализируется на издании авангардных авторов. Именно в "Hebreo Errante" впервые отдельными книжками вышли сочинения Игоря Бахтерева и Тихона Чурилина. Кроме того, среди авторов издательства, например – Сергей Подгаевский и Неол Рубин, имена которых сегодня мало кому известны. Книжки этого замечательного издательства, к сожалению, малодоступны  выходят за рубежом маленькими тиражами. И, как это часто бывает с малодоступными и малотиражными изданиями, каждая книжка, вышедшая под маркой "Hebreo Errante", представляет собой нечто немного большое, чем просто собрание неких текстов. Так что появление сканов на гилейском сайте можно только приветствовать. 

 

Теперь несколько слов о самих книжках. Это – "Помада" и "Пустынники" главного русского авангардиста Алексея Елисеевича Кручёных. Отметим сразу, что в тоненьких мадридских изданиях воспроизведены оригинальные иллюстрации, принадлежащие Михаилу Ларионову ("Помада") и Наталье Гончаровой ("Пустынники"). Это важно, особенно если вспомнить, какое внимание уделяли русские футуристы книге как отдельному и самодостаточному объекту искусства. Тем более что ларионовские или гончаровские работы являются не просто сопровождением к безумным текстам Кручёных, но дополняют их, вступают в своеобразный диалог. 

 

Первая из книг – знаменитая "Помада". Книга-провокация, "Помада" со временем превратилась в своего рода канон (насколько это вообще возможно с творчеством Кручёных), но при этом, как и сто лет назад, осталась книгой-загадкой. Из "Помады" в мир шагнула заумь, судьбоносное "дыр бул щыл", вызвавшее самый широкий отклик и ставшее визитной карточкой не только поэта Кручёных, но и русского футуризма. Сегодня "Помаду" разбирают буквально по слогам, при этом интерес исследователей вызывают не только заумные тексты, но и графика Михаила Ларионова – его знаменитый "парящий парикмахер".  

 

Совсем с другой стороны Кручёных предстает в своей поэме "Пустынники". В своем коротком предисловии Михаил Евзлин говорит о несомненной связи "Пустынников" и знаменитых "Бесов" Пушкина. При этом не менее тесно связаны "Пустынники" и с русским символизмом, где "бесовские мотивы" были одними из самых популярных. Вообще говоря, для авторов-футуристов заигрывание с символистской эстетикой – не такая уж редкость. Можно вспомнить Хлебникова или многочисленные стихотворения Давида Бурлюка, в которых дробятся и разрушаются характерные символистские образы. В "Пустынниках" можно найти параллели, скажем, с творчеством Федора Сологуба – главного "демонолога" в русской литературе. О пристальном внимании Кручёных к фигуре Сологуба известно. Сологуб нередко становился одной из главных мишеней "дадаистской" критики Кручёных. При этом многие образы  порой самые причудливые  в творчестве самого Кручёных обязаны своим возникновением именно Сологубу. Михаил Евзлин указывает также и на то, что персонажами "Пустынников" могут быть вполне реальными людьми – например, русскими сектантами, интерес к которым в то время был весьма велик, или даже сами поэтами-футуристами, которые, кстати говоря, многими их современниками и не воспринимались иначе как "бесовская свора". 

 

Вместе с уже опубликованным на сайте "Зудесником" – книгой со странными сновидческими текстами – "Помада" и "Пустынники" образуют своего рода треугольник, представляющий разные грани творчества Алексея Кручёных. 



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

Публикуем малоизвестные листовки Малевича–Клюна–Менькова и Пуни–Богуславской, распространявшиеся на художественной выставке «0,10»

img

Владимир Слепян

Трансфинитное искусство / Науч. ред. и вступ. ст. Е. Кикодзе

2018

Grundrisse

img

Грейл Маркус

Следы помады: Тайная история XX века / Пер. с англ. А. Умняшова под ред. В. Садовского

2019

Гилея