В нашей новой серии, которая начнет выходить осенью, будет издана книга Нины Гурьяновой "Эстетика анархии", посвященная идеологии раннего русского авангарда

 

Осенью этого года "Гилея" представит свою новую серию (пока названия нет), где выйдет "Теория девушки" (коллективное авторство сотрудников постситуационистского французского философского журнала "Тиккун"), неизвестные по-русски труды итальянского философа Дж. Агамбена, немецкого дадаиста Р. Хаусмана, американского теоретика анархии Б. Блэка, теоретиков Ситуационистского Интернационала Р. Ванейгема и Ги Дебора, а также знаменитая "Стеклянная архитектура" Пауля Шеербарта. В ней же будет подготовлено исследование Нины Гурьяновой, профессора Северо-западного университета (Чикаго, Иллинойс), "Эстетика анархии", посвященное искусству и идеологии раннего русского авангарда. Напомним, что Н. Гурьянова - автор вышедшей в 2002 г. в "Гилее" книги "Ольга Розанова и ранний русский авангард", к настоящему времени в продаже закончившейся.

 

Недавно работа Гурьяновой на английском языке была выпущена Калифорнийским университетом (The Aesthetics of Anarchy: Art and Ideology in the Early Russian Avant-Garde, 2012). Русское издание не будет прямым повторением американской книги, рассчитанной на свою аудиторию - в нем планируется сконцентрировать внимание читателей на периоде 1917-1918 гг., когда мечты художников о полной свободе творчества казались полностью воплощенными. Это же время интенсивного сотрудничества авангардных художников с анархистами и газетой "Анархия".

 

Важнейшим в работе Гурьяновой нам представляется то, что она принципиально различает и разводит идеи и практику раннего, "будетлянского" авангарда (футуризм, заумь, беспредметность) и позднего, советского, "лефовского" (формализм, конструктивизм, производственное искусство), показывая, сколь различными были их задачи. Если поиски первого основывались на стремлении к свободе и безвластию (канона, традиции, государства), то второй, наоборот, стремился подчинить все свои эксперименты задачам строительства нового общества и государства, манипулирования массами. Как пишет автор, "художественная практика, по сути построенная на принципе "свободы художественной совести", отрицании и анти-телеологическая идеология (проявившаяся, к примеру, в отрицании канона и оценочного абсолюта в искусстве) раннего русского авангарда оказались гораздо ближе таким течениям в западном и русском искусстве первой и второй половины двадцатого века как дада, сюрреализм, ситуационизм и концептуальное искусство, нежели непосредственно хронологически следующему за ранним авангардом этапу "универсальных" школ конструктивизма и позднего футуризма периода ЛЕФа с их дидактизмом и утопической идеологией". 

 

В разделе "Сканы книг" публикуем представляющую собой переработанный фрагмент из книги статью Гурьяновой "Авангард и идеология", напечатанную в специальном выпуске журнала "Russian Literature" (2010).



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

Публикуем малоизвестные листовки Малевича–Клюна–Менькова и Пуни–Богуславской, распространявшиеся на художественной выставке «0,10»

img

Юрий Злотников

Искусство как форма существования

2019

Grundrisse

img

Ги Дебор

Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985 / Сост., коммент. и примеч. С. Михайленко; пер. с фр. С. Михайленко и Т. Петухова

2018

Гилея