После лета "Гилея" выпустит роман Хуго Балля "Тендеренда-фантаст", написанный в 1920 году

 

Летом вслед за книжкой Алексея Дьячкова "Несостоятельность освободительных движений", которая, несмотря на неизвестность автора, привлекла многих наших читателей, мы выпустили двухтомные "Обэриутские сочинения" Игоря Бахтерева - книгу, давно ожидаемую и радостно встреченную всеми любителями так называемого русского авангарда. 

 

К началу осени "Гилея" выпустит в серии Real Hylaea небольшой дадаистский роман Хуго Балля "Тендеренда-фантаст", одну главку из которого мы уже опубликовали на нашем сайте. Сегодня в разделе "Публикации" мы помещаем главу о Хуго Балле из также готовящейся у нас книги Ханса Рихтера "Дада - искусство и антиискусство". Текст "Абстрактная поэзия" посвящен открытию таковой Хуго Баллем в 1916 году. При этом, к сожалению, ни сами ранние дадаисты, ни автор этого текста совсем не знали, что подобные эксперименты и открытия были несколькими годами ранее сделаны русскими футуристами (Хлебников, Кручёных, Гнедов и др.). Мировая война и отсутствие контактов между поэтами разных стран оказались роковыми для судьбы самого многообещающего периода мирового искусства, после переродившегося в социально или коммерчески ангажированные и неинтересные практики.

 

Недавно мы опубликовали текст Рауля Хаусмана примерно на ту же тему - "К истории фонетической поэзии", где автор, знающий о единичных беспредметных опытах Пауля Шеербарта и Кристиана Моргенштерна, тем не менее подозревает, что звуковая, заумная, абстрактная поэзия европейских дадаистов своим происхождением во многом обязана Василию Кандинскому, знавшему о стихах Хлебникова и общавшемуся с Баллем. И хотя, по сути, совсем не важно, кто и из какой страны был первым в этом важнейшем, основополагающем для современной культуры начинании, справедливости ради не следует относить русских заумников к одной из многочисленных периферийных школок - последователей европейского дада, как это делают порой западные исследователи. Но, ради той же непрекращающейся справедливости, заметим, что "Тендеренда-фантаст" Хуго Балля, завершенный в 1920 году и впервые опубликованный лишь в 1960-е, по плотности идей и совершенству формы оставляет всю русскую заумную поэтическую школу вместе с ее последователями далеко позади.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В последний месяц лета раскрываем информацию о наших планах

img

Юрий Злотников

Искусство как форма существования

2019

Grundrisse

img

Рауль Хаусман

По мнению Дадасофа / Сост., хроника и коммент. К. Дудакова-Кашуро; пер. с нем. Т. Набатниковой, М. Кузнецова и К. Дудакова-Кашуро, пер. с фр. М. Лепиловой

2018

Гилея (Real Hylaea)