На портале "Горький" опубликована рецензия на "Восхищение" Ильязда и "Дирижабль осатанел" Поплавского

 

В сетевом издании "Горький" вышла рецензия Виктора Димитриева сразу на два гилейских идания — роман "Восхищение" И.М. Зданевича (Ильязда) и сборник стихов Б. Поплавского "Дирижабль осатанел". Эти двое литераторов, живших в Париже, в 1920-е годы дружили и испытывали взаимное творческое влияние. Поплавский был первым рецензентом "Восхищения" и посвящал Зданевичу свои поэтические тексты. Зданевич сохранил часть поэтического архива своего друга — именно эти рукописи и машинописи послужили основой для первого гилейского издания Поплавского в 1997 году. Как отмечает автор текста на "Горьком", "их способность к поэтическому перевоплощению, драматизации и расщеплению своего «я» не имеет, кажется, аналогов в межвоенном Париже — среди их эмигрантских коллег уж во всяком случае. Теоретик «всёчества» Ильязд, в 1910—1920-х пишущий заумные дра (как он называл свои пьесы) и полный словесных кульбитов роман «Парижачьи», в то же время сочиняет ясный и вещественный роман «Восхищение» и плутовскую «Философию», а затем, в 1930-е и позднее, — венки псевдоклассических сонетов; он профессионально разбирается в византийской архитектуре, знает толк в блужданиях по горам, изобретает техники изготовления книг. И Поплавский, чья протеичность давно стала общим местом: мистик и боксер, каббалист и спортсмен, поэт и специалист по религии, аскет, ведущий дионисийскую жизнь, царевич Монпарнаса и человек, бегущий от эмигрантского мира. Перечисляя воплощения писателей, нисколько не приближаешься к тому, чтобы объять одновременно разные стороны их личностей. Может быть, ещё важнее их внутренняя свобода от русской эмиграции 1920-х годов. И тот, и другой совершили «покушение с негодными средствами» на эстетические нормы изгнаннического мира, боролись с ее мессианистским пафосом, распространённой в эмигрантской поэзии установкой на простоту словаря и аскетичность выразительных средств. Эта формула, взятая из юридического словаря, использовалась Зданевичем и Поплавским в качестве своего рода синонима поэзии, искусства как особого способа противостояния миру посредственности и пошлости".

 

Вот жаль только, что рецензент не отметил замечательные рисунки к "Восхищению" Б. Констриктора. Полностью статью можно прочитать ЗДЕСЬ.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

Наше собрание репринтов "Черепечатни" пополнилось "Пощёчиной общественному вкусу" с обложкой из мешковины и с приложением одноимённой листовки

img

Илья Зданевич (Ильязд)

Философия: Роман. Изд. 2-е, испр. и доп. / Сост., подг. текстов, коммент. и примеч. С. Кудрявцева

2023

Гилея (In girum imus nocte et consumimur igni)

img

Илья Зданевич (Ильязд)

Восхищение: Роман. Изд. 5-е, испр. и доп. / Сост., подг. текстов, коммент. и примеч. С. Кудрявцева

2022

Гилея (In girum imus nocte et consumimur igni)