Публикуем малоизвестные листовки Малевича–Клюна–Менькова и Пуни–Богуславской, распространявшиеся на художественной выставке «0,10»
Последняя футуристическая выставка картин «0,10» (таково её полное название) проходила, как известно, в Петрограде в декабре 1915 года – январе 1916 года. Именно она обозначила начало изобретённого Малевичем супрематизма, главный символ которого – "Чёрный квадрат" – впервые показали публике, вывесив его в углу салона. На выставке распространялись листовки с программными текстами художников. Текст Малевича был впоследствии опубликован в качестве введения к его брошюре "От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм" (М., 1916). Именно из него вышла знаменитая фраза "Вещи исчезли, как дым, для новой культуры искусства". Этот манифест художника был обыгран Хармсом в тексте "О явлениях и существованиях № 1", где есть такие слова: "У нас в доме живёт Николай Иванович Ступин, у него теория, что всё дым. А по-моему не всё дым. Может, и дыма-то никакого нет. Ничего, может быть, нет. Есть одно только разделение. А может быть, и разделения-то никакого нет. Трудно сказать. Говорят, один знаменитый художник рассматривал петуха. Рассматривал, рассматривал и пришёл к убеждению, что петуха не существует". Листовка Казимира Малевича, Ивана Клюна и Михаила Менькова однажды нами воспроизводилась – в качестве небольшой чёрно-белой иллюстрации в 1-м томе "Собрания сочинений" художника, куда мы её скопировали из нашего издательского архива. Теперь же воспроизводим её в натуральном цвете и покрупнее:
Вторая листовка, где приветствуется освобождение предмета от смысла, принадлежит участвовавшим в выставке художникам Ивану Пуни (он был и её организатором) и его жене Ксении Богуславской. Вот она:
В следующих новостях – новые события, новые планы, ну, и очередная новая книга.
Поделиться ссылкой: