Наш коллега Александр Умняшов сделал переводы книг Боба Блэка и Ласло Мохой-Надя, которые теперь доступны на ridero.ru

 

Наш коллега Александр Умняшов, переводивший для "Гилеи" книги Мазафакеров и Боба Блэка, а также предоставивший нам для издания свою версию "Следов помады" Грейла Маркуса, недавно сделал две новые работы, которые теперь доступны в Интернете. Это "The Myth of Human Rights" ("Миф о правах человека") Боба Блэка и первая часть известной работы художника-дадаиста и конструктивиста Ласло Мохой-Надя "Vision in Motion" ("Видение в движении", 1947).

 

 

 

 

Вот отрывок из предисловия переводчика к работе Мохой-Надя: "Ласло Мохой-Надь (1895–1946), «Леонардо да Винчи ХХ века», был видным представителем конструктивизма и в период 1923–1928 годов — преподавателем в художественной школе Баухауз (Веймар и Дессау, Германия). После прихода к власти Гитлера Мохой-Надь покинул страну и спустя время переехал в США, где в 1937 году стал директором «Нового Баухауза», а в 1939-м основал свою собственную школу дизайна, впоследствии переименованную в Чикагский Институт дизайна.

 

Хотя «Видение в движении» впервые вышло через полгода после смерти автора, книга полностью закончена. Она стала итогом его творческой работы, обобщением всего творческого пути художника, чем-то вроде завещания. В ней он рассматривает многие виды искусств по отдельности и в их синтезе, но самое важное, что автор открывает перед читателем многие грани социальной активности человека. Мохой-Надь был не просто художником, фотографом, кинорежиссёром и т. д., но и педагогом — в книге ценен не только анализ, но и её просветительский характер.

 

Визуальный облик этой книги имел несомненную важность для Мохой-Надя. Его книги «Живопись. Фотография. Фильм» (1925, веймарский период Баухауза), «От материала к архитектуре» (1929, период Баухауза в Дессау) были по сути учебниками, в которых нельзя обойтись без иллюстраций. «Видение в движении» является третьим в этом ряду учебным пособием, охватившим как прежние наработки художника, так и труды чикагского периода 1937–1946 годов, когда он преподавал в «Новом Баухаузе» (1937–38), Школе дизайна (1939–44), Институте дизайна (1944–46).

 

Перевод первой части книги Ласло Мохой-Надя доступен ЗДЕСЬ.

 

 

 

 

А вот фрагмент из вводного текста Боба Блэка: "Права человека, по моему убеждению, относятся к области мифов. Они могут означать много всего — один учёный составил список из более чем пятидесяти определений мифа. Во многих определениях мифы — это своего рода предания <...> Я бы отделил «миф» (убеждения) от «мифологии» (сказок). Вместо этого я объединю два других атрибута, взятых из разных научных традиций. Сказать, что нечто является мифическим, для меня — это сказать две вещи. Во-первых, мифы вроде прав человека — это убеждения, которые не являются фактами. Это мифы, в которые кто-то верит или раньше верил, но которые никогда не являлись правдой в том обычном смысле, в каком бывают правдивы утверждения.

 

Второй аспект мифа заключается в том, что он служит политическим функциям — в частности, для оправдания определённой социальной практики, общественного движения или институции. Это понятие антрополога Бронислава Малиновского о «мифической верительной грамоте» общин. Иными словами, «миф создаёт ощущение социальной принадлежности, ухищрение для социального контроля». Я бы развил эту мысль, добавив, что миф в качестве мотивации не ограничивается идеями, поддерживающими статус-кво. Он может служить верительной грамотой как для воображаемых, так и для реальных сообществ. Националистические мифы служили основанием для наций до их появления. Причина пролетарской революции связана с некоторыми мифами. Их смысл в том, чтобы обосновывать и стимулировать. Жорж Сорель прямо охарактеризовал всеобщую стачку как вдохновляющий миф для классово-сознательных революционных рабочих. Долгое время это было не так, отчасти потому — если сильно обобщить — что «институции, базирующиеся на элементах мифа, функционируют лучше, если миф этот не слишком осознан и не вызывает к себе слишком много вопросов». В этом смысле миф напоминает марксистскую концепцию идеологии.

 

<...> Права человека являются мифом в двух отношениях, о которых я упомянул. Они не представляют объективной реальности. Они не верны в том смысле, как бывают верны факты, эмпирически. Они не верны в том смысле, как бывают верны математические факты, дедуктивно. Их не существует, или они существуют только в качестве самообмана".

 

Полный перевод книги Боба Блэка доступен ЗДЕСЬ.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В последний месяц лета раскрываем информацию о наших планах

img

Братья Гордины

Анархия в мечте: Публикации 1917–1919 годов и статья Леонида Геллера «Анархизм, модернизм, авангард, революция. О братьях Гординых» / Сост., подг. текстов и коммент. С. Кудрявцева

2019

Гилея (Real Hylaea)

img

Ги Дебор

Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985 / Сост., коммент. и примеч. С. Михайленко; пер. с фр. С. Михайленко и Т. Петухова

2018

Гилея