В нашей анархо-футуристической читальне − электронная версия "Профанаций" Джорджо Агамбена (2014)

 

Мы выпустили "Профанации" Джорджо Агамбена в 2014 году, открыв книгой современного итальянского философа серию "Планы на Будущее", куда после неё вошло ещё 6 книг. В этой "великолепной семёрке" подобраны работы, отражающие наше наивное, но убеждённое видение будущих мировых перемен. Агамбен − совсем не футурист, не дадаист и не анархист в классическом понимании этого слова, однако мы выбрали для издания две его работы (вторая − "Средства без цели"), очень близкие к тому восприятию человека и важнейших свойств жизни, которым отмечены перечисленные течения. Можно даже сказать, что Агамбен радикальнее многих из них. Тираж этой книги у нас уже закончился (разве что в магазинах можно сыскать немногочисленные экземпляры), и мы решили вывесить на сайте (в разделе "Сканы книг") полную электронную версию этого замечательного сборника.

 

 

Курт Швиттерс. Венцель дитя Мадонна с лошадью. Мерц-композиция. 1921

 

 

Вот небольшой отрывок из центральной работы книги, называющейся "Похвала профанации":

 

Музеефикация мира сегодня есть свершившийся факт. Духовные силы, определяющие жизнь людей — искусство, религия, философия, представление о природе, даже политика, — одна за другой, по нарастающей, послушно удаляются в Музей. «Музей» означает здесь не место или физически определённое пространство, но отдельное измерение, куда перемещается то, что некогда ощущалось как истинное и окончательное, а сегодня — уже нет. Музей в этом смысле может совпасть с целым городом (Эворой, Венецией, объявленными достоянием человечества), с неким регионом (объявленным природным парком или оазисом) и даже с группой индивидов (в качестве представителей некоей исчезнувшей формы жизни). Но говоря в более общем плане, всё сегодня может стать Музеем, потому что этот термин просто обозначает экспозицию невозможности пользоваться, проживать, испытывать. Поэтому в Музее аналогия между капитализмом и религией становится очевидной. Музей занимает как раз то пространство и исполняет ту функцию, которые когда-то были зарезервированы за Храмом как местом жертвоприношения. Верующим в Храме — или паломникам, скитающимся по земле от храма к храму, от святилища к святилищу — соответствуют сегодня туристы, путешествующие без устали по миру, отчуждённому в Музей. Но тогда как верующие и паломники в конечном счёте принимали участие в жертвоприношении, которое, выделяя жертву в сакральную сферу, восстанавливало законные отношения между божественным и человеческим, туристы собственной персоной отправляют некий жертвенный акт, состоящий в огорчительном опыте разрушения любого возможного применения. Если христиане были «паломниками», то есть чужаками на земле, поскольку знали, что их отечество на небесах, адепты нового капиталистического культа не имеют никакого отечества, поскольку пребывают в чистой форме обособления. Куда бы они ни отправились, они вновь находят умноженную и доведённую до крайности невозможность проживать, с каковой уже познакомились в своём доме и в своём городе, ту самую неспособность пользоваться, которую они испытывали в супермаркетах, в моллах и в телевизионных зрелищах. Поэтому поскольку туризм представляет собой культ и главный алтарь капиталистической религии, он сегодня является основной индустрией в мире, вовлекающей каждый год более 650 миллионов человек. И ничто так неудивительно, как факт, что миллионам простых людей удаётся испытать на собственной шкуре опыт, возможно, самый ужасный из доставшихся кому-либо: опыт безвозвратной утраты всякого использования, абсолютной невозможности профанировать.

 

А вот сама ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

На этой неделе в Париже пройдёт международная конференция по творчеству Ильи Зданевича

img

Грейл Маркус

Следы помады: Тайная история XX века / Пер. с англ. А. Умняшова под ред. В. Садовского

2019

Гилея

img

Ги Дебор

Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985 / Сост., коммент. и примеч. С. Михайленко; пер. с фр. С. Михайленко и Т. Петухова

2018

Гилея