В нашей библиотеке – интервью с Грейлом Маркусом, автором готовящейся к изданию на русском языке книги "Следы помады. Тайная история XX века"

 

Начинаем новый 2019 год с сообщения о книге Грейла Маркуса "Следы помады. Тайная история XX века", которая вступила у нас в завершающую стадию подготовки и выйдет уже весной нынешнего года полуторатысячным тиражом. Об этой большой и поразительной работе, вышедшей на нескольких европейских языках и выдержавшей ряд переизданий, но до сих пор игнорировавшейся отечественными просветителями, мы уже немного рассказывали. Теперь же поводом к тому, чтобы вспомнить об этой очевидно "гилейской" книге снова, послужило не только завершение редакционной работы с текстом и отдача его на вёрстку, но и то, что переводчик книги Александр Умняшов предложил нам для опубликования на сайте свой перевод интервью на радио, которое было взято у автора в 1989 году, сразу после выхода в США первого издания Lipstick Traces.

 

Невозможно сказать, кто является настоящим героем этой работы – Джонни Роттен ли, фронтмен британской панк-группы Sex Pistols, или сам панк 1970-х, с которого начинается и которым заканчивается том; немецко-швейцарские дадаисты ли (Рихард Хюльзенбек, Йоханнес Баадер, Рауль Хаусман и другие), которым подробно посвящена чуть ли не половина повествования; леттристы и ситуационисты ли (прежде всего Ги Дебор, а также Исидор Изу, Иван Щеглов, Мишель Мур, Рауль Ванейгем и другие), которые справедливо воспринимаются здесь как центральные фигуры? Пожалуй, все они в равной мере интересуют автора, посвятившего книгу множеству тайных связей и перекличек между этими главными с его точки зрения лицами подлинной и отчасти забытой истории XX века.

 

Мишель Мур (в центре) вместе с поэтами-леттристами Гисленом де Марбе (слева) и Сержем Берна в полицейском участке вскоре после инцидента в Нотр-Даме. Газета “Combat”, 12 апреля 1950

 

 

"Вряд ли я был первый, – говорит Маркус, – кто увидел эти связи, но меня разочаровывало каждый раз, когда я читал, что кто-то говорит: «панк похож на дада» или «у панка есть что-то общее с ситуационистами», потому что никто никогда не говорил об этом больше чем одной строкой или двумя. Меня поразило, что если по какой-то причине панк был чем-то вроде дада, то это может быть крайне интересным. Но чтобы выяснить, интересно ли это, надо выяснить, что такое дада, нужно выяснить, кто такие ситуационисты, чего они хотели, что они сделали.

 

Ну, а то, что же я нашёл — побывав в Цюрихе, побывав в Париже, поговорив с людьми, которые были связаны с ситуационистами, раскопав не первой свежести документы, которые я не мог найти в США: Рихарда Хюльзенбека и других, — было не в том смысле очень уж интересным, как если бы некоторые панки изучали дада в художественной школе, как если бы Малкольм Макларен являлся поклонником ситуационистов и использовал некоторые из их лозунгов, их графику, какие-то их идеи, чтобы собрать рок-н-ролльную группу. Мне было интересно, что вот есть люди — разделённые далеко по времени, разделённые далеко по месту, которые, за редким исключением, ничего не слышали друг о друге, не должны были слышать друг о друге, — которые пытались делать очень похожие вещи, которые занимались похожими проектами, может быть, в журнале, как это делали ситуационисты, или в небольшом ночном клубе, как дадаисты, в концертных залах и в записях, как Sex Pistols. Все они пытались найти способ — в наиболее безопасной форме — сорвать покров таинственности с мира, в котором они оказались. Поместив его в наименее безопасную форму, уничтожить его".

 

Вот это интервью ПОЛНОСТЬЮ. В ближайшие предвесенние месяцы мы вывесим на сайте ещё некоторые материалы из книги и вокруг неё.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

У нас вышла неимоверно толстая, но умная и красивая книга Грейла Маркуса "Следы помады: Тайная история XX века"

img

Юрий Злотников

Искусство как форма существования

2019

Grundrisse

img

Владимир Слепян

Трансфинитное искусство / Науч. ред. и вступ. ст. Е. Кикодзе

2018

Grundrisse