Готовим первое русское издание "Lipstick Traces" Грейла Маркуса, посвящённых панк-року как квинтэссенции авангардного проекта в западном искусстве XX века

 

Книга Грейла Маркуса "Lipstick Traces" ("Следы помады. Тайная история XX века") впервые вышла в 1989 году в Harvard University Press, переиздавалась в 1990, 2001 и 2009 годах. Она также была выпущена на нескольких европейских языках и стала известной во многих странах. Обновлённое французское издание (подготовлено нашим любимым парижским издательством Allia, выпускающим книги ситуационистов, дадаистов и русских футуристов), вышло только что, в июне этого года. На русский язык книга была переведена Александром Умняшовым, и в скором времени будет закончена работа редактора перевода. Наше издание представляет самый последний вариант авторского текста.

 

Издание 1989 года

 

 

Грейл Маркус (р. 1945) — американский писатель, критик, историк, культуролог, которого часто называют "патриархом" рок-журналистики, т. к. в 1960-е годы он был автором и членом редакции только начавшего выходить журнала "Rolling Stone".  В "Lipstick Traces" он рассматривает феномен британского панк-рока как квинтэссенцию всего авангардного проекта в западном искусстве ХХ века: от футуризма (1910-е) к дадаизму (1910–1920-е) и далее — через сюрреализм (1920–1930-е), леттризм (1940–1950-е), ситуационизм (1950–1960-е) — вплоть до панка 1970-х. Автор уверен, что панк явился гораздо более радикальным проектом, достигшим более значительных целей, чем все его предыдущие источники — во многом благодаря тому, что стал более массовым явлением, частью поп-культуры.  Импульс отрицания, содержащийся в авангардном проекте ХХ века, разумеется, не был впервые обнаружен дадаистами во время Первой Мировой войны, нити к нему ведут далеко за пределы ХХ века, в глубь эпох.

 

Издание 1990 года

 

 

Маркус выдвигает идею, что этот импульс отрицания сродни идее Ги Дебора о "ситуации": он длится недолго и подобен вспышке, "прохождению через краткий момент времени" (как определяли это ситуационисты). Многие герои «Следов помады» (будь то дадаист Рихард Хюльзенбек, ситуационист Ги Дебор, или панк-исполнитель Джонни Роттен) имели в своей жизни «звёздные часы», когда через них в культуре и искусстве ХХ века проявлялся этот импульс, затем покидавший их, чтобы проявиться в следующей стадии авангардного проекта. Он сродни духу, который "веет, где хочет" — его носители могли не знать или не интересоваться деятельностью своих идейных "предков", но каждый раз новая форма отрицания наполнялась всё тем же содержанием. Искусство дадаистов, идеи ситуационистов, выступления панк-музыкантов Маркус объединяет в единый заряд — ненависти к войне и стремления обличить ложь господствующих взглядов на историю и культуру.

 

Издание 2009 года

 

 

"Это книга,  — пишет Маркус, — о единственном и довольно непростом факте: в 1976 году в Лондоне была выпущена пластинка с песней “Anarchy in the U.K.”, и это событие повлекло за собой изменения в поп-музыке по всему миру. Записанная рок-н-рольной группой из четырёх человек, называвшейся "Sex Pistols", и сочинённая певцом Джонни Роттеном, песня в грубой поэтической форме стала квинтэссенцией критики современного общества, уже однажды изложенной маленькой группой парижских интеллектуалов. Впервые организованная в 1952 году как Леттристcкий интернационал, а затем в 1957-м на европейской конференции авангардных художников преобразованная в Ситуационистcкий интернационал, группа обрела свой звёздный час во время студенческих волнений в мае 1968 года во Франции, когда суть их критики сжалась до грубых поэтических лозунгов и была нанесена краской из баллонов на стены Парижа, после чего эта критика стала историей, а группа распалась. Свои корни эта группа находила в сюрреалистах 1920-х годов, в дадаистах, ставших известными во время и после Первой мировой войны, в ранних работах Карла Маркса, в Сен-Жюсте, в разных средневековых еретиках и в Рыцарях Круглого стола".

 

Французское издание ("Allia") 2018 года



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В нашей библиотеке появилась электронная версия "Манифеста пананархистов" братьев Гординых (1918)

img

Рауль Хаусман

По мнению Дадасофа / Сост., хроника и коммент. К. Дудакова-Кашуро; пер. с нем. Т. Набатниковой, М. Кузнецова и К. Дудакова-Кашуро, пер. с фр. М. Лепиловой

2018

Гилея (Real Hylaea)

img

Пётр Смирнов

Будуинские холмы: Полная версия книги стихов и другие тексты 1980–1990-х годов / Подг. текстов А. Ерёменко, сост. и коммент. С. Кудрявцева

2019

Гилея (Real Hylaea)