В ближайшие месяцы у нас выйдет собрание социально-политических работ Ги Дебора "Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве"
Мы хотели объявить эту новость некоторое время назад, но ждали завершения редакционной работы над текстом будущей книги. И так совпало, что именно в эти майские дни, когда наступает ровно 50 лет со времени революционных событий в Париже, мы сообщаем о практическом завершении подготовки книги философа, художника и революционера Ги Дебора. Наше прежнее издание его трудов, вышедшее в 2015 году в серии Real Hylaea и закончившееся в продаже, представляло собой собрание материалов, касающееся его работы в кинематографе ("За и против кинематографа"). Теперешняя книга, "Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве", посвящена революционной теории, ситуационистской концепции и различной актуальной социально-политической проблематике (событиям во Франции, Испании, Алжире, Китае и др.).
Справа налево: Ги Дебор, Р. Ванейгем, Й.-В. Мартин
В сборник вошло более 50 работ, написанных в 1952–1985 годы, большинство из них на русском воспроизводится впервые. В него включены, в частности, такие значимые для понимания взглядов Дебора тексты, как: "Методика détournement", "Теория дрейфа", "Доклад о создании ситуаций и принципах организации и деятельности международной ситуационистской тенденции", "Предварительные замечания к созданию единой революционной программы", "Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве", "Упадок и разрушение товарно-зрительской экономики", "Либертариям" и др. Весь массив текстов, расположенных в книге в порядке их написания, можно условно разделить на три части: 1) работы, написанные в период Леттристского интернационала (в основном, в период издания бюллетеней “Internationale lettriste” и “Potlatch”), 2) работы периода Ситуационистского интернационала (время журнала “Internationale Situationniste”), 3) последние годы (1980–1985). Книга составлена и подробно прокомментирована Степаном Михайленко, до этого сделавшим для нас кинематографическую книгу Дебора, а также памфлет ситуационистов "О нищете студенческой жизни" (2012) и "Теорию Девушки" Тиккуна (2014), а ещё поучаствовавшим в работе над "Леттризмом" Исидора Изу (2015). Переводы с французского языка выполнены С. Михайленко и Т. Петуховым.
Ги Дебор (слева) и Р. Ванейгем (отражается в зеркале)
Как пишет составитель в коротком предисловии, "отобранные нами для перевода и публикации работы ... актуальны в той же мере, в которой капиталистический спектакль современной России соответствует капиталистическому спектаклю Франции пятидесятилетней давности (в строгом смысле – несоизмеримо больше, чем ему соответствовал спектакль брежневского квазисоциализма). В процессе их чтения сложно отделаться от ощущения, что тексты «Больная планета» или «О пожаре в Сен-Лоран-дю-Пон» написаны здесь и сейчас о Волоколамске и Кемерово. Дебор называл «интегрированной» возникшую в конце 1980-х гг. и затем распространившуюся по всему миру форму спектакля, соединявшую в себе сильные места прежних «социалистической» сосредоточенной и капиталистической рассредоточенной форм спектакля, – хотя в терминах нашего времени её было бы корректно назвать гибридной. Это наш, современный спектакль, без нашего мая 68-го (и пока что даже без малейшего намёка на его возможность)".
Воспроизводим на сайте два материала из готовящейся к печати книги – статью "Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве" (1963), давшую название сборнику, а также листовку "Послание всем рабочим", сочинённую Дебором и его соратниками в революционном мае 1968 года.
Поделиться ссылкой:
В онлайн-магазине появились малотиражные издания парижского художника Николая Дронникова, напечатанные в его мастерской в 1983–2004 годах