Публикуем манифест парижской группы сюрреалистов, выпущенный по случаю проведения серии выставок Сантьяго Рибейру "Сюрреализм сейчас"

 

В эти дни в Москве проходит путешествующая уже несколько лет по миру выставка некоего Сантьяго Рибейру, португальского художника, называющего себя сюрреалистом, а на самом деле создающего огромные мультимедийные экспозиции коммерческого искусства. Во второй половине прошлого года выставка "Сюрреализм сейчас" проходила в Нью-Йорке, на улицах Манхеттена. К "движению" с таким названием, сформированному Рибейру, присоединились многие другие художники из более чем 20 стран мира. Поскольку это раскрученное предприятие не имеет никакого отношения к сюрреализму, а является одной из явных коммерческих подделок, которые весьма часто принимают имя и формы основанного Андре Бретоном течения, парижская группа сюрреалистов в январе сего года выпустила на двух языках свой манифест "Из родника в сточную канаву".

 

Андре Бретон. Ок. 1960. Фото Леа Сперри

 

В частности, там сказано:

 

Этим приёмчиком пользуются и некоторые другие пачкуны, ведь им до сих пор невдомёк, что сюрреализм – вовсе не художественная или литературная школа, а мировоззрение, и потому никакой сюрреалистической живописи быть не может, а существует лишь сюрреалистический подход к живописи. Ну да что тут говорить. Куда страшнее то, что господин Рибейру превращает сюрреализм в торговую марку с логотипом «Сюрреализм сейчас», который с июля по декабрь 2017 года – этакое позорище! – красовался в виде рекламной вывески на гигантских экранах Таймс-Сквер в Нью-Йорке. А это уже совершенно никуда не годится. Даже Дали со всеми своими эксцентричными выходками – немало потрудившийся для грубого уподобления сюрреализма сумасбродным чудачествам, но во всяком случае не обделённый талантом – не так далеко зашёл в искажении смысла. Его альтер эго Avida Dollars хотя бы работало только на него и не замахивалось на организацию всемирного движения, объединяющего более сотни участников. Тем более, что лидер этого движения в открытую отрицает все этические и критические основы сюрреализма: он недвусмысленно ссылается на религию («Моё искусство пронизывает старинный дух распятия»), не долго думая, обращается к церковным художникам, отъявленным милитаристам, и наконец, ничуть этого не скрывая, противостоит родоначальнику того самого течения, к адептам которого он себя во всеуслышание причисляет («В нынешних обстоятельствах сюрреализм, построенный на принципах Бретона, не вызывает у меня ни малейшего интереса»).

 

К сожалению, этот манифест сюрреалистов мы не успели включить в вышедшую у нас только что антологию "Сюрреализм. Воззвания и трактаты международного движения с 1920-х годов до наших дней". Потому целиком воспроизводим его на нашем сайте.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

Публикуем малоизвестные листовки Малевича–Клюна–Менькова и Пуни–Богуславской, распространявшиеся на художественной выставке «0,10»

img

Грейл Маркус

Следы помады: Тайная история XX века / Пер. с англ. А. Умняшова под ред. В. Садовского

2019

Гилея

img

Юрий Злотников

Искусство как форма существования

2019

Grundrisse