Публикуем неизвестную русским читателям статью Рауля Хаусмана "К истории фонетической поэзии" из готовящейся в "Гилее" книги его избранных работ
В разделе Библиотеки "Дада и до дада" теперь впервые на русском можно прочитать одну из поздних статей Рауля Хаусмана, художника, поэта и дадаистского теоретика. Она называется "К истории фонетической поэзии" и наряду с парой десятков других его работ войдет в сборник избранного, готовящийся в "Гилее" к изданию в этом году (в серии Real Hylaea, где уже выпущены Кручёных, Сернер, Гор, Шеербарт и Чурилин). Хаусман предлагает нам свои соображения, в том числе, по поводу первоистоков идей звуковой, бессмысленной и заумной поэзии. Прародителями западных экспериментов он считает не только Пауля Шеербарта и Кристиана Моргенштерна, имевших эпизодически подобную практику еще в конце XIX - начале XX столетия, но и русских заумников (Хлебникова, Кручёных и Зданевича-Ильязда), об открытиях которых будущие дадаисты якобы узнали еще в 1912 году через Кандинского. В свою очередь, Хлебников, по мнению Хаусмана, мог владеть тайными языками черкесских (т.е. адыгских) князей, рассказы о которых относятся еще к XVIII веку (упомянем в этой связи о необычном интересе хлебниковского сподвижника поэта Тихона Чурилина к Адыгее и ее культурно-фонетическим реалиям - хотя это, по всей видимости, лишь случайное совпадение). Что же касается Хуго Балля, считающегося на Западе изобретателем фонетической поэзии, то эффектно сообщаем нашим читателям, что готовим и вскорости выпустим его (считающийся единственным дадаистским романом) роман "Тендеренда-фантаст", где Балль вспоминает и об этом своем открытии (произошедшем лишь в 1916 году, т.е. действительно через несколько лет после кручёныховского "Дыр бул щыл...."). Книга тоже выйдет в серии Real Hylaea, как и прочие книги серии, небольшим тиражом (вероятно, 300 экз.).
Поделиться ссылкой: