В "Лукошке российского глубокомыслия" появилась первая рецензия на наше издание Исидора Изу

 

В 2015 году мы выпустили книгу. Она называется "Леттризм" и принадлежит авторству Исидора Изу, поначалу румынского, а затем французского писателя, поэта и художника. Перебравшись во Францию, Изу начал вместе с новыми соратниками широко рекламировать изобретённое им за пару лет до этого литературное направление, переросшее в довольно заметное движение и в несколько теоретических концепций, в частности ситуационистскую, созданную его учеником Ги Дебором. Слово "леттризм" использовалось и в России, но не совсем в том значении, которое придавалось ему автором. Про леттризм здесь практически ничего не известно, а книга есть. Книга, блистательно переведённая Марией Лепиловой и вышедшая у нас в серии Real Hylaea, вместила в себя несколько текстов Изу, написанных в разные десятилетия и дающих определённое представление об авангардных идеях французского безумца, заумника и графомана, которого не любят не только академики, но и сами заумники. Хотя центральным в книге, безусловно, является "Трактат о слюне и вечности", мы больше ценим патологическое интервью, взятое уже у 75-летнего Изу более молодым леттристом Роланом Сабатье. 

 

И вот, публицист Иван Смех в своём "Лукошке российского глубокомыслия" поместил рецензию на наше издание, заодно рассказав о леттризме. В частности он пишет:

 

Журнал «Леттристская диктатура». № 1. Февраль 1946

 

До недавнего времени я знал об Исидоре Изу не больше, чем среднестатистический человек, интересующийся литературой – т. е. что Изу сразу после Второй Мировой основал авангардное движение ЛЕТТРИЗМ, заново открыл заумный язык (в результате чего футуристу Илье Зданевичу пришлось доказывать вторичность открытия Изу: он издал сборник схожих стихов дадаистов, футуристов и сюрреалистов  – этому сборнику была посвящена заметная часть выставки Зданевича, не так давно проходившей в Пушкинском музее), а в начале пятидесятых занялся авангардным кинематографом и снял нашумевший фильм ТРАКТАТ О СЛЮНЕ И ВЕЧНОСТИ. В то же время под влиянием Изу находился молодой Ги Дебор, что принципиально повлияло на его кинотворчество. Потом Ги-Эрнест разругался с Изу и создал СИТУАЦИОНИСТСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ. Этим мои знания и ограничивались! Но ведь Изу умер всего десять лет назад. И в его движении состояло множество людей, помимо революционного очкарика! Неужели ЛЕТТРИЗМУ больше нечем было похвастаться? Неужели ИЗУ не сотворил ничего важного за целые полвека? И насколько важен его первичный вклад? Эти вопросы меня немало интересовали, и ответить на них помогла книга под названием ИСИДОР ИЗУ – ЛЕТТРИЗМ. Она вышла в издательстве ГИЛЕЯ в 2015 году (и с тех пор, что интересно, на неё было написано ровно ноль рецензий).

 

Фото Изу в журнале «Ион». Апрель 1952

 

Весь материал Ивана Смеха можно прочитать ЗДЕСЬ. Некоторые фрагменты нашей книги можно увидеть на гилейском сайте. Это переведённые Степаном Михайленко "Размышления об Андре Бретоне" (1948) и составленная им же "Хроника жизни и творчества Исидора Изу".



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

У нас вышел двухтомник манифестов и программ итальянских футуристов с текстами Маринетти, Палаццески, Карра, Боччони, Руссоло, Деперо, Прамполини и многих других

img

Ги Дебор

Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985 / Сост., коммент. и примеч. С. Михайленко; пер. с фр. С. Михайленко и Т. Петухова

2018

Гилея

img

Франко "Бифо" Берарди

Душа за работой: От отчуждения к автономии

2019

Grundrisse