Публикуем на сайте статью Степана Михайленко "Концепт спектакля: от эстетических практик леттризма к социально-философской концепции Ги Дебора"

 

Предоставляем сегодня слово нашему товарищу-гилейцу Степану Михайленко, который принял участие в нескольких изданных нами книгах. В его переводе с французского и с его комментариями в 2012 году у нас вышел ситуационистский трактат "О нищете студенческой жизни" (1966), в 2014-м под его редакцией вышел перевод статей американского анархиста Боба Блэка "Анархия и демократия", в том же году Степан перевёл для нас работу французского философского коллектива "Тиккун" "Теория девушки" (1999), в 2015-м у нас появилось два издания, в которых Степан участвовал самым активным образом: книга статей, заметок и киносценариев Ги Дебора 1952-1994 гг. "За и против кинематографа", где он сформировал состав сборника, сделал часть переводов, а также осуществил общую редакцию книги и написал комментарии, и книга Исидора Изу "Леттризм", состоящая из авторских текстов разных лет, для которой Степан составил "Хронику жизни и творчества Исидора Изу".

 

Листовка Леттристского интернационала. "Создайте сами маленькую ситуацию без будущего". Май 1955

 

Итак, слово Степану Михайленко, чью статью о концепте спектакля мы воспроизводим на сайте. В этом интересном материале прослеживается история возникновения и развития философского концепта, начиная с времён, когда Дебор сотрудничал с леттристами Исидора Изу (1950-е гг.) и заканчивая появлением известных работ Дебора "Общество спектакля" (1967) и "Комментарии к обществу спектакля" (1988). Как пишет Михайленко, "понятие "спектакля" в работах Дебора впервые появилось как антитеза понятию "ситуации" и являлось простой характеристикой современного искусства, основанного на пассивности зрителя. Таким образом, оно было практически идентично по смыслу той самой зрелищности, которой противостояли леттристские эксперименты в области кинематографа".

 

К статье С. Михайленко приложен сделанный им с французского перевод "Манифеста" Ситуационистского интернационала 1960 года, где мы можем прочитать: "Церковь сжигала так называемых ведьм, чтобы подавить примитивные игровые тенденции, содержавшиеся в карнавалах. В современном обществе, производящем обилие жалких псевдоигр в "неучастие", истинная художественная деятельность обязательно классифицируется как преступление. Она существует в условиях подполья. Её появление вызывает скандал".

 

Полностью статью Степана Михайленко и приложенный к ней манифест вы можете прочитать ЗДЕСЬ.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

Сообщаем о наших планах на 2021 год, готовится шесть книг

img

Амелия Джонс

Иррациональный модернизм: Неврастеническая история нью-йоркского дада / Пер. с англ. С. Дубина и М. Лепиловой

2019

Гилея

img

Наталья Касаткина

Мой мир: Рассказы и письма художницы / Сост. Н. Гутовой

2020

Grundrisse