Публикуем главу о литературном безумце Жане-Пьере Бриссе из готовящейся к выходу весной книги Эндрю Хьюгилла "’Патафизика: Бесполезный путеводитель"

 

Этой весной мы планируем наконец выпустить толстенный (четыре с половиной сотни страниц!) "бесполезный путеводитель" Эндрю Хьюгилла по патафизике и патафизике (пер. с англ. В. Садовского, общ. ред. С. Дубина). Множество глав и главок увлекательной книги английского исследователя и патафизического композитора рассказывают о том, что это за дисциплина, о Коллеже ’патафизики, о писателях, художниках и прочих людях, имевших и имеющих отношение к сему безумному занятию. Среди них Жан Бодрийяр, Жорж Перек и Улипо, Итало Кальвино, Жиль Делёз, Раймон Кено, Фернандо Аррабаль, Жак Превер, Борис Виан, Эжен Ионеско, Андре Бретон, Жюльен Торма, Рене Домаль, Антонен Арто, Рене Клер, братья Маркс, Жоан Миро, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Артюр Краван, Жак Ваше, Хорхе Луис Борхес, Джеймс Джойс, Флэнн О’Брайен, Раймон Руссель, Жан-Пьер Бриссе, Альфред Жарри и др. В связи с этим мы публикуем на сайте небольшую главку из книги, посвящённую природному патафизику Жану-Пьеру Бриссе.

 

Коллеж ’патафизики канонизировал Бриссе и поместил его день в святцах на 25 а-га (30 октября) патафизического календаря. Марсель Дюшан заявил: «Моя идеальная библиотека состояла бы из всех сочинений Русселя, Бриссе, и, возможно, Лотреамона с Малларме» (Duchamp 2009 [1946], 117).

 

Среди заинтересовавшихся оказался и Мишель Фуко, который написал предисловие к изданию «Логической грамматики», озаглавленное «7 пропозиций о седьмом ангеле», в котором возвеличил Бриссе как «наивысшую точку лингвистического бреда». Бриссе также фигурирует в фундаментальном сборнике Андре Блавье «Литературные безумцы» (1985), ставшем ключевым текстом для Международного института изучений и исследований литературных безумцев, основанного в 2008 году.

 

 

Немногие из мэйнстримных писателей могли бы признать прямое влияние Бриссе на своё творчество, однако же именно «Поминки по Финнегану» Джойса выглядят весьма родственными ему в своём прославлении звучания слов и чувства универсального смысла, исходящего из природы. Здесь язык происходит из тела, из воды, из камней, в стиле Бриссе, и продолжает изменяться, совмещая манеры произношения из многих языков в одном слове. В главе «Генезис» «Поминок по Финнегану» лягушки квакают аристофаниевскими голосами: “Brékkek Kékkek Kékkek Kékkek! Kóax Kóax Kóax! Ualu Ualu Ualu! Quaouauh!”

 

Этот финальный клич происходит от Аристофана и движется к французскому языку. Удлинённое quoi? (что?) было первым вопросом, представившимся Бриссе в тот момент, когда наши предки выползали из первичного бульона на сушу, чтобы затем спросить pourquoi? (почему?).

 

Тот же возглас появляется и в романе «Уотт» Сэмюэла Беккета, на сей раз переданный как заголовок, и ещё раз, опять как кваканье, в знаменитом пассаже «[…]“Квак!”, “Квек!” и “Квик!” в следующие моменты времени: первый, девятый, семнадцатый, двадцать пятый и т. д., первый, шестой, одиннадцатый, шестнадцатый и т. д., и первый, четвёртый, седьмой, десятый и т. д. соответственно […]». Тут, однако, Уотту не удаётся расслышать никакого смысла в этих призывах, не считая систематических пермутаций их появлений. Как и всегда в работах Беккета, любое значение здесь неуклонно деградирует до бессмысленности.

 

За многие годы Бриссе стал вдохновением для многих художественных, музыкальных и театральных работ, включая картины Лу Лорин Лам, театральные постановки Эжена Дюрифа, Катрин Бо и компании Бернара Фрутена, книгу «Бог, грамматист» Мануэлы Морган (Morgane 1992) и три музыкальные композиции Эндрю Хьюгилла: «Каталог лягушек» (1987) для хорового кваканья лягушек, фортепиано и (опционально) ансамбля, «Бриссе в рифму» (1990) для сопрано и старинных инструментов и «Происхождение человека» (1995) для 36 голосов без аккомпанемента.

 

Полностью главку о Бриссе можно прочитать ЗДЕСЬ.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

У нас вышел двухтомник манифестов и программ итальянских футуристов с текстами Маринетти, Палаццески, Карра, Боччони, Руссоло, Деперо, Прамполини и многих других

img

Франко "Бифо" Берарди

Душа за работой: От отчуждения к автономии

2019

Grundrisse

img

Грейл Маркус

Следы помады: Тайная история XX века / Пер. с англ. А. Умняшова под ред. В. Садовского

2019

Гилея