В серии Real Hylaea готовится сборник избранных работ дадаиста Рауля Хаусмана

 

Вслед за антологией поэтов-трансфуристов, которая появится уже через неделю, в серии Real Hylaea выйдет впервые на русском языке сборник Рауля Хаусмана - австрийского по рождению поэта и художника, которого более всего связывают с активностью берлинского дадаизма, заявившего о себе в конце 1910-х - начале 1920-х годов. Сколько-то книжек назад мы выпустили сборник его ближайшего друга Йоханнеса Баадера, которого, однако, в мире знают гораздо меньше. Работы же "дадасофа" Хаусмана больше издавались на разных языках, и о нём больше известно как о художнике.

 

Предварительное название книги "Дадасофия искусства", это сборник теоретических статей Хаусмана о литературе и искусстве, начиная с 1918 года и заканчивая 1970-ми. В нём около 40 работ, подобранных и откомментированных Константином Дудаковым-Кашуро (ранее мы сотрудничали с ним по изданию монографии Ханса Рихтера о дада).

 

Р. Хаусман. Автопортрет Дадасофа. 1920

 

Приведём несколько отрывков из публикуемых в книге статей Хаусмана. Вот из "Объективного рассмотрения роли дадаизма" (1920, пер. с нем. Т. Набатниковой):

 

Поскольку искусство в Европе всегда было вентилем для отвода тоски европейца по той жизни, какой она не являлась, искусство было устроено вроде бы идеально; в действительности же оно всегда служило целям господствующих классов, оно помогало в том, чтобы их представления о собственности и о тактиках эксплуатации милосердно прикрывать вуалью красоты <...> Связанный с собственностью человек христианско-буржуазной Европы является средоточием священных законов своей трусости и боязни переживания и из этих слабостей породил трагическое искусство и культуру – он охотно сравнивает себя с Христом, который умер на кресте.  Но как христианство есть полная противоположность Христу, точно так же недостоверна и эта трагическая нота в христианском, буржуазном искусстве и культуре, которые всегда были лишь насмешливой маской для смехотворной погружённости в мелкую, собственническую, ограниченную защищённость, и все фразы об искусстве, перебрасывающем мостики между классами и мирами в Европе, стали употребительны и встречали некоторое понимание лишь потому, что буржуа и художник, пожалуй, знали ценность этого надувательства как средства идеализации и спасения чести эксплуататора, который тем самым маркировался в качестве «мецената культуры». <...>

 

Дадаизм есть <...> тактика революционного человека для ликвидации буржуазного афериста, который мыслит себя революционным на основе применения «чистых», «абстрактных» средств выражения; дадаизм есть осмысленная тактика разрушения отживающей буржуазной культуры, и как плохи те политики,  которые не имеют никакого понятия о необходимости разбуржуазивания пролетариев, так и дадаист, который хотел бы угоститься «абстрактным» или «активистским» искусством, был бы ослом или аферистом вдвойне – ибо именно он понял необходимость и возможность воздействия конкретного и сатиры, именно он хочет действовать – он и действует! Его аттестат – правая пресса, только пролетарская пресса отвергает дадаиста, поскольку он не фабрикует революционной лирики. Но это означает – плохо понимать интересы пролетариата; это полная недооценка революционирующей работы, которую дадаист выполняет в области культуры. Дадаист видит в разделении труда по типу буржуазной науки, буржуазной мысли или буржуазного искусства лишь пустую и наглую самоуверенность в объяснении мира, который выходит далеко за рамки возможностей понимания буржуазной позиции, а дадаист считает жизнь или переживание современности без исторической и осмысленной позиции по отношению к миру столь важными, он видит вещи настолько напрямую, что он, возможно, а то и наверняка не может быть и не станет художником в сегодняшнем смысле – а чем ему стать, когда начнёт возникать пролетарская культура, ему покажет его мужественная искренность! Дадаиста запросто можно бранить буржуазным нигилистом: дадаизм есть центровое нападение на культуру бюргера!

 

Рауль Хаусман. Берлин. 1928

 

А вот из "Перекультивированного искусства" (1931, пер. с нем. М. Кузнецова):

 

В наше время художники из гениев превратились в эдакого шизофренического паразита, который не исчез вовсе из общества лишь по той причине, что был помещён в специализированное заведение, потому что безвреден; буржуазия как потребительский класс также подверглась шизофрении (или в некоторых случаях стала маниакальной, как, впрочем, и художники). Исчезает всякая социологическая возможность расставить всё по своим местам.

 

Попытки этих умалишенных создать искусство пролетариата основаны на ложных предположениях. Для пролетариата никаким образом не встаёт вопрос духовно богатого снобского «структурного зрения», кроме как в отношении техники. Техника нашего времени делает возможным развитие зрения через фотографию и кинематограф, индивидуальное зрение, художники перестают быть необходимостью, а в России этих нежных безумцев уже давно изъяли из оборота.

 

Интересующиеся также могут прочитать текст "К истории фонетической поэзии", опубликованный на нашем сайте и включённый в будущее издание.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В последний месяц лета раскрываем информацию о наших планах

img

Братья Гордины

Анархия в мечте: Публикации 1917–1919 годов и статья Леонида Геллера «Анархизм, модернизм, авангард, революция. О братьях Гординых» / Сост., подг. текстов и коммент. С. Кудрявцева

2019

Гилея (Real Hylaea)

img

Юрий Злотников

Искусство как форма существования

2019

Grundrisse