В Екатеринбурге два месяца будет работать выставка, посвященная деятельности "Уктусской школы", свердловских неоавангардистов 1964-1974 годов

 

Недавно мы получили информацию об открытии в г. Екатеринбурге (бывш. Свердловске) работ группы авангардных поэтов и художников, объединившихся под названием "Уктусская школа". Это наименование, конечно, прежде всего известно в связи с деятельностью Ры Никоновой (А. Таршис) и Сергея Сигея (С. Сигова). Выставка "Уктусская школа (1964-1974): кодируя изменения" открылась в Центре современной культуры Департамента искусствоведения и культурологии Уральского университета (Пр. Ленина, 51, 4 этаж) 20 ноября и будет работать до 31 января следующего года. Вот что написано в присланном нам рекламном листке (передаем в сокращении):

 

Новая экспозиция Центра современной культуры посвящена деятельности легендарной арт группы «Уктусская школа», объединявшей в 1964–1974 гг. свердловских неоавангардистов: Анну Таршис (Ры Никонову) (1942–2014), Сергея Сигова (Сигея) (1947–2014), Валерия Дьяченко (р.1939), Евгения Арбенева (р.1942) Александра Галамагу (1948–1969), составивших ее ядро, а также входивших в нее на разных этапах Феликса Волосенкова (р.1944), Михаила Таршиса (р. 1953). 

 

Впервые в Екатеринбурге представлены образцы визуальной поэзии, саунд – поэзии, минималистских и документальных стихов художников и поэтов, чьи имена давно вошли в мировые энциклопедии и хрестоматии авангардного поэтического творчества (А. Таршис, С. Сигей), графические и живописные произведения, объекты лидеров свердловского андеграунда (В. Дьяченко, Е. Арбенев, А. Галамага, М. Таршис и др.), уникальные архивные фотографии, видеозаписи и др. материалы, относящиеся к периоду их тесного общения, нередко происходившего на Уктусских горах (отсюда и условное название группы).

 

Следование новым художественным принципам можно видеть в листах из альбома «Lima» (1968) Анны Таршис, в которых основой для изобразительных элементов и авторского текста служат технические чертежи, в «Автопортрете» (1972) Сергея Сигея, отдавшего предпочтение вербальной фиксации идеи, а не изображению, в картинах «Чье это облако?» (1967) и «Портрет Ленина» (1967) Валерия Дьяченко, ставших выражением тенденции к рефлексии и саморефлексии в творчестве «уктуссцев» 1960-х гг., в опытах по «кодированию литературы» Евгения Арбенева – поиске визуальных эквивалентов, «следов – структур» поэтических текстов.

 

Теоретизирование по поводу собственного творчества, изобретение новых языковых средств – новых визуальных кодов, – эти новации делают творчество членов группы «Уктусская школа» ярким примером неоаванградного искусства, развивавшегося в закрытом промышленном городе в годы официального доминирования соцреализма.

 

Экспозиция посвящена памяти Анны Таршис и Сергея Сигея, ушедших из жизни в 2014 году в г. Киле в Германии, где они жили с 1998 г.


Кураторы  выставки – Татьяна Жумати, Тамара  Галеева. Над экспозицией работали студенты и сотрудники департамента искусствоведения и культурологии: Владимир Галеев, Светлана Дубовскова, Анастасия Мартынова, Мария Склярова, Лев Шушаричев.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

"Лукошко российского глубокомыслия" вывесило интервью с гилейским издателем по поводу книги братьев Гординых

img

Братья Гордины

Анархия в мечте: Публикации 1917–1919 годов и статья Леонида Геллера «Анархизм, модернизм, авангард, революция. О братьях Гординых» / Сост., подг. текстов и коммент. С. Кудрявцева

2019

Гилея (Real Hylaea)

img

Ги Дебор

Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985 / Сост., коммент. и примеч. С. Михайленко; пер. с фр. С. Михайленко и Т. Петухова

2018

Гилея