В издательстве Grundrisse опубликованы лекции философа-марксиста Мих. Лифшица по теории искусства

 

В дружественном издательстве Grundrisse вышла книга, продолжающая целую серию изданий текстов советского философа-марксиста М.А. Лифшица. Шестая книга жившего в не самой творческой действительности оригинального учёного состоит из нескольких обширных лекций, посвящённых марксистско-ленинским взглядам на искусство. Этот энциклопедически образованный человек, сочетавший глубочайшие познания с последовательной борьбой за чистоту марксистского подхода, совсем не был сторонником модернистских или, тем более, авангардных идей и произведений, как правило, не принимаемых и не одобряемых представителями его школы. Более того, он был их резким критиком, что полнее всего выражает его поздняя работа "Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт" (1968, совместно с Л. Рейнгардт).

 

 

 

Однако, в отличие от некоторых своих современников и последователей, Лифшиц не был ни догматиком, ни приспособленцем, он искренне совершенствовал теорию искусства, мыслил критически, подчас раскрывая фундаментальные историко-культурные и эстетико-философские связи, а также обнаруживая фальшь и приспособленчество в современном ему западном искусстве. Потому многие его рассуждения могут показаться полезными и интересными и нашим постоянным читателям, хотя мы - как и любое маленькое концептуальное издательство - крайне редко балуем их чем-либо отклоняющимся от нашей "генеральной линии", базирующейся на органическом родстве и мирном симбиозе авангардной литературы и лево-анархистских политических текстов. Даже взгляды Лифшица на дада, вовлекающие в орбиту этого неисследованного еще социально-культурного феномена как античный, так и раннехристианский типы поведения, весьма необычны и определенно небезосновательны. И надо добавить, что само по себе настойчивое упоминание философом в его разных лекциях конца 1930-х - начала 1940-х имени дада, какие-либо следы от которого к тому времени как в Германии, так и в СССР, были полностью стерты, уже заслуживает немалого уважения.

 

Страница конспекта одной из лекций М. Лифшица

 

 

Приведём пару цитат из книги:

 

"Неплохо охарактеризовано такое внутреннее истощение, основанное действительно на том, что первоначальное непосредственное ощущение жизни, выраженное в образах, в конце концов теряет уже свою непосредственность и конкретность. Прямой близости между человеком и окружающими его предметами нет. Остаётся нечто раздвоенное, вид рефлексии, жиденькие какие-то вторичные и третичные образования, образы от образов, искусственное подобие каких-то действительных материалов. И такое постепенное утончение и какое-то испарение внутреннего содержания из этих понятий, оно в области искусства приводит не только к утомлению, но и к тому выводу, который я прошлый раз предлагал вашему вниманию в форме дадаистического утверждения Иисуса Христа и его апостолов.

 

То есть приводит к полному ничто, к полному уничтожению всякого подобия веры в художественный образ и художественное творчество: ничего не читайте, ничего не пишите, ничего не делайте. Ничто — это главная доктрина, главный вывод из всего этого конгломерата, из ряда веков, стилей искусств, однажды когда-то существовавших, затем воспроизведённых вторично для некоторого искусственного существования и, наконец, окончательно потерявших всякий смысл" (из лекции 29 октября 1940 г.).

 

"Но так как Диоген всем известен своей бочкой, то я вам не буду рассказывать, как он доказывал, что философ может обойтись без государства, без семьи, без жены, без друзей и вообще без всего, связующего его с другими лицами, и вообще как он лучше будет себя чувствовать, когда он уменьшит до крайности свои потребности, как он будет жить без одежды, питаться грубой пищей и т. д. Это уже начало христианского отшельника, это то, что потом превратилось в тенденцию к примитивизму, идее "блаженны нищие духом", к идее такого известного оправдания примитивизма, оправдание блаженной бессмысленности, это есть античный дадаизм, такой дадаизм был в античности. Это, что мы называли «эпатировать буржуа». И Диоген только тем и занимался, что эпатировал тогдашних буржуа" (из лекции 21 ноября 1940 г.).

 

Книга М. Лифшица "Лекции по теории искусства" уже находится в нашем онлайн-магазине, где стоит 650 р., что дешевле, чем в прочих местах, торгующих такой печатной продукцией. Другие книги Grundrisse на нашем сайте см. ЗДЕСЬ. Сайт издательства: grundrisse.ru



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В печати – сборник пананархистов и первых идиш-футуристов братьев Вольфа и Аббы Гординых "Анархия в мечте"

img

Рауль Хаусман

По мнению Дадасофа / Сост., хроника и коммент. К. Дудакова-Кашуро; пер. с нем. Т. Набатниковой, М. Кузнецова и К. Дудакова-Кашуро, пер. с фр. М. Лепиловой

2018

Гилея (Real Hylaea)

img

Ги Дебор

Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985 / Сост., коммент. и примеч. С. Михайленко; пер. с фр. С. Михайленко и Т. Петухова

2018

Гилея