Публикуем первую статью об Игоре Терентьеве, поэте-заумнике и режиссёре-новаторе, написанную ещё в 1976 году

 

Имя Игоря Герасимовича Терентьева (1892-1937) сегодня известно широкой публике немногим больше, чем 80, 50 или 10 лет назад, хотя за последние три десятилетия, угроханные в России на почти бесполезные попытки вернуть к жизни и развить наш ценнейший новаторский потенциал начала XX века, об этом русском первооткрывателе, в чём-то пошедшем гораздо дальше европейских дадаистов, стали появляться разные публикации. Правда, наиболее известная и объёмная из них - 550-страничное "Собрание сочинений" Терентьева (сост. М. Марцадури и Т. Никольской) - вышла в 1988 году в Италии. До той поры о Терентьеве, отправленном в начале 1930-х в "трудовой" лагерь, а затем обвинённом в подготовке теракта и вскоре расстрелянном (что впервые показано в гилейской книге 1993 г. "Мои похороны"), практически ничего серъёзного написано не было. Один из всего нескольких материалов той поры о нем и, вероятнее всего, самый первый из них, использованный в том самом итальянском томе - это статья искусствоведа Георгия Алексеевича Фёдорова "Вокруг и после "Носа"", посвященная как опере Шостаковича (на премьеру которой в полном составе явились обэриуты), так и постановкам его творческого предшественника, режиссера театра ленинградского Дома печати, самого левого и экспериментального театра 20-х годов.

 

 

Эта работа, опубликованная в журнале "Советская музыка" почти 40 лет назад и сегодня практически неизвестная, была в те совершенно сумрачные и скучные времена явным откровением и неожиданностью. Надпись-комментарий, который сам Фёдоров сделал на подаренном нам оттиске своей статьи, так и сообщает: "Сергей Юткевич, Геннадий Гор, Л.Я. Гинзбург считали эту работу откровением (простите уж)". Надо сказать, что многие авторские наблюдения и сопоставления, как, впрочем, и использованный Фёдоровым угол зрения и обличительный фокус материала, направленный на множество повседневных идиотизмов, кажутся не менее свежими и в наши годы разгулявшегося мещанства и переливающегося через край публичного вранья. В конце статьи Георгий Алексеевич почти что неожиданно приводит слова советского дирижера Е. Мравинского о фашизме. Приведем их и мы:

 

"Фашизм - это тоже тупость, бездарность и пошлость, это худшие качества мещанства, культивированные, организованные и поставленные на службу силам уничтожения" (сб. "Дмитрий Шостакович". М., 1967).

 

Полностью статью Г.А. Фёдорова "Вокруг и после "Носа" можно прочитать ЗДЕСЬ.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

Сообщаем о наших планах на 2021 год, готовится шесть книг

img

Пётр Смирнов

Будуинские холмы: Полная версия книги стихов и другие тексты 1980–1990-х годов / Подг. текстов А. Ерёменко, сост. и коммент. С. Кудрявцева

2019

Гилея (Real Hylaea)

img

Амелия Джонс

Иррациональный модернизм: Неврастеническая история нью-йоркского дада / Пер. с англ. С. Дубина и М. Лепиловой

2019

Гилея