В серии "Планы на Будущее" вышла книга Джорджо Агамбена "Средства без цели", содержащая эссе на политические темы

 

В серии "Планы на Будущее" только что вышла шестая по счету книга - сборник эссе итальянского философа Джорджо Агамбена на политические темы. Книга "Средства без цели. Заметки о политике" впервые вышла в Италии в 1996 году, а в 2013-м была переиздана тем же Bollati Boringhieri. Это еще одна анархистская по своей сути, а не по партийной принадлежности, (или, можно сказать, пост-анархистская) книга Агамбена, за перевод и издание которой решило взяться наше издательство. Предыдущая его работа, "Профанации", вышла в свет в прошлом году, и ее тираж подходит к концу.

 

 

Содержание нового издания и некоторые цитаты из него мы уже давали в предыдущих материалах нашего сайта: этом и этом. Эссе "Суверенная полиция", публикуемое в книге на с. 105-109, можно прочитать ЗДЕСЬ.

 

На обложке книги была использована фотография танцующего дадаиста Рауля Хаусмана, имеющая, как мы решили, самое прямое отношение к агамбеновским идеям, в особенности, к рассуждениям, давшим название самому сборнику. Вот это фото из газеты "Neue Berliner Zeitung" от 26 ноября 1926 года, где, правда, в подписи Хаусман назван Обердада, то есть ему по неведению присвоили титул, которым величал себя его друг и компаньон Йоханнес Баадер.

 

 

А теперь о самом танце Хаусмана. Вот что писала о нем подруга Хаусмана Вера Бройдо. Сначала приведем из ее воспоминаний рассказ некоего молодого человека, от которого она впервые услышала о Хаусмане и сотворяемых им движениях:

 

На середину комнаты вышел мужчина атлетического телосложения, снял рубашку и предстал перед всеми в одних длинных, широких брюках. Он снял свой нелепый монокль, огляделся и попросил стул, который ему тотчас же принесли. И тогда он начал «танцевать». Впрочем, это слово не совсем подходящее. Это не было похоже ни на один из танцев, которые мне до тех пор доводилось видеть: ни в Индии, ни на Бали, ни у негритянских народов, и уж во всяком случае, такого не было в Европе. Он открывал и закрывал глаза, словно возводил какую-то конструкцию. Его движения не были ни красивыми, ни уродливыми – они будто рассказывали странную историю, и всё в нём двигалось: лицо, глаза, пальцы. Этим танец немного походил на балийские танцы. Когда он закончил, воцарилась полная тишина, и я понял, что только что увидел величайшего танцора всех времён и народов.

 

Дальше Вера говорит о своих впечатлениях:

 

Всё это меня необычайно заинтриговало и побудило к знакомству с этим человеком. Позже мне неоднократно доводилось видеть, как Хаусман танцует, и я считаю, что танцует он потрясающе. Он объяснил мне, как важен его танец, благодаря чему впоследствии я стала много танцевать. Хаусман говорил мне, что для него танец лежит в основе всего искусства, что это первейшая форма художественного самовыражения. «Всё начинается с танца, –  любил повторять он, – движения формируются задолго до слов и даже до музыки, потому что танец сам по себе наполнен музыкой».

 

И вот еще - ее рассказ о танце лица, который вытанцовывал Хаусман:

 

А позже он придумал уникальный способ самовыражения: он выключал все светильники, кроме одной лампы, садился прямо под ней и запрокидывал голову. Тело его оставалось полностью неподвижным, а лицо  танцевало. При этом он пел какую-то странную песню: ритмичную, но без слов. Я не смогу изобразить это действо, но оно производило удивительное впечатление… Он носил монокль (не из щегольства, а потому что совершенно ничего не видел одним глазом). Другой глаз видел прекрасно, и в монокле он мог выполнять очень мелкую работу, но когда он исполнял танец лица, то монокль снимал. Чего только он со своим лицом не вытворял! Наблюдать за этим действом можно было часами, оно никогда не казалось однообразным и не приедалось.

 

(Воспоминания Веры Бройдо процитированы по книге: Йоханнес Баадер. Так говорил Обердада. М.: Гилея, 2013.)

 

Издание "Средств без цели" Агамбена уже есть в нашем онлайн-магазине, а также поступило в московский "Фаланстер" и скоро, вероятно, появится в прочих интересующихся такими книгами торговых предприятиях и учреждениях. 



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

Сообщаем о наших планах на 2021 год, готовится шесть книг

img

Наталья Касаткина

Мой мир: Рассказы и письма художницы / Сост. Н. Гутовой

2020

Grundrisse

img

Амелия Джонс

Иррациональный модернизм: Неврастеническая история нью-йоркского дада / Пер. с англ. С. Дубина и М. Лепиловой

2019

Гилея