Публикуем статью Ры Никоновой о вакуумной поэзии "Слово - лишнее как таковое" (1992)

 

Среди небольшого количества статей, опубликованных Ры Никоновой (Анной Таршис, 1942-2014) в общедоступной печати, есть одна работа, которая развивает довольно редкую тему - тему так называемой вакуумной поэзии, то есть поэзии паузы, поэзии книжной страницы, места для текста как такового. Это статья-манифест "Слово - лишнее как таковое", опубликованная в 1992 году в спецвыпуске питерского журнала "Арс", посвященного новым явлениям в искусствах и в словесности. Как, в частности, пишет Никонова:

 

... мне удалось осуществить проект моей вакуумной одноплатформной книги-арфы из дискретных "строчек" - бумажных пустых белых полос, натянутых на деревянную рамку. "Играя" на такой книге-арфе плавными движениями рук с бритвой, я в 1983 году, участвуя в поэтических шоу группы трансфуристов в Ленинграде (Никонова, Сигей, Констриктор), в конце выступления получала уже новый объект: книгу-рамку с развевающимися по периметру завитушками спирально закрученных белых разрезанных бритвой фрагментов "строк". 

 

 

Вот еще два отрывка из статьи:

 

Почему "культурный" человек, пользующийся книгой, должен игнорировать язык запахов, распространенный в мире животных? Вакуумная страница, если она сильно пахнет, уже не пуста. И почему платформа страницы должна быть только ровной? Литератору следует пользоваться  л ю б о й  поверхностью для осуществления идеи книги. Недаром некоторые итальянские авторы (Элио Гарис) располагают свои очень длинные "страницы" вообще в воздухе, набрасывая их на вершины деревьев.

 

Книга Витторе Барони, Ры Никоновой и Сергея Сигея "Iliazdic Zaumail" (Viareggio, 1995)

 

Самые простые, бытовые акции также вызывают специфический интерес. Например, закрывая книгу, читатель совершает акцию наложения текста на текст (или на вакуум). Раскрывая книгу, он, словно веер, разворачивает межстраничное пространство, и эта акция очень красива.

 

Книга Ры Никоновой и Сергея Сигея "ПАНВ" (Берлин, 1988)

 

 

Полностью текст Ры Никоновой можно прочитать ЗДЕСЬ.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

У нас вышла неимоверно толстая, но умная и красивая книга Грейла Маркуса "Следы помады: Тайная история XX века"

img

Владимир Слепян

Трансфинитное искусство / Науч. ред. и вступ. ст. Е. Кикодзе

2018

Grundrisse

img

Грейл Маркус

Следы помады: Тайная история XX века / Пер. с англ. А. Умняшова под ред. В. Садовского

2019

Гилея