В разделе книжных сканов публикуем работу Виктора Гофмана "Языковое новаторство Хлебникова" (1935)

 

Продолжая публиковать важные работы о Велимире Хлебникове, сегодня мы вывесили на сайте скан одной из статей о поэте, написанной еще в 1930-е годы, в пору, когда новаторские достижения футуризма были совсем непопулярны, а с различными возникшими в 10-20-е годы течениями в литературе, кроме набиравшего силу соцреализма, боролись под лозунгами искоренения формалистических идей в культуре. Это прекрасное исследование (так его характеризует американский исследователь Владимир Марков в своей статье о поэте), хотя и находящееся под бременем господствовавшей тогда идеологии, но в достаточно малой степени испытавшее влияние подходов и приемов вульгарного литературоведения тех лет, было вначале опубликовано в ленинградском журнале "Звезда" (1935, № 6), а затем - в качестве самостоятельной главы - в книге Гофмана "Язык литературы" (Л.: ГИХЛ, 1936), по которой мы и воспроизводим текст на сайте.

 

Велимир Хлебников. Лето 1909 г.

 

Вот начальный фрагмент этой внушительной по объему работы:

 

"Вокруг литературной личности Хлебникова и его идей налипло столько странной и нелепой чепухи, что самое имя его — еще при жизни — стало анекдотическим и почти легендарным. И это не случайно. Сам Хлебников, — безвольный и непрактический, «не от мира сего», с несомненными странностями в поступках и образе мыслей, — щедро раздавал поводы для самых неожиданных эскапад.

 

Литературная биография Хлебникова, история его творчества изумляет противоречиями, окрашенными нередко в трагикомические и трагические тона.

 

Вспомним прежде всего, что одни провозгласили Хлебникова гением и поэтом будущего (Вяч. Иванов, Кузмин и др. ), а иные — их огромное большинство — бредовым заумным стихоплетом, чем-то вроде популярного юродивого от литературы. Лихие рецензенты с особенным рвением испытывали на нем полную меру собственной тупости и невежества. Поклонники легкомысленно поднимали хлебниковские «Доски судьбы» и «Звездный язык» на высоту научно-философских откровений.

 

Сотканный из сложнейших противоречий, в которых прихотливо запечатлелись не менее сложные социальные исторические противоречия, Хлебников, не искавший ни сенсаций, ни скандалов, оказался необычайно притягательной силой для поверхностных критиков и для любителей окололитературного бума, для эстетов и мистиков, для «заумников» и просто богемщиков".

 

Полностью читать ЗДЕСЬ.



Поделиться ссылкой:

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

Сообщаем о наших планах на 2021 год, готовится шесть книг

img

Боб Блэк

Только анархизм: Антология анархистских текстов после 1945 года / Пер. с англ. и фр. В. Садовского, С. Михайленко и др., общ. ред. С. Кудрявцева

2020

Гилея

img

Алексей Грищенко

Мои годы в Царьграде. 1919−1920−1921: Дневник художника / Научн. ред., вступ. ст., пер. с фр. В. Полякова, пер. с укр. М. Рашковецкого, коммент. и примеч. С. Кудрявцева и В. Полякова

2020

Grundrisse