"МК-Бульвар" о "Хаосе и анархии" Хаким-Бея

 

Дико модная книжка: кто тужится быть "ин­теллектуалом" ("левым" подразумевается), те Хаким-Бея считают по слабоумию своему идеологом; мыслителем, простите за выражение. На самом деле Хаким-Бей этот врет запредельную чушь, мыс­лей касающуюся как-то исключительно вскользь, — но фантастически красиво врет, заливается. Как соловей ("разбойник" подразумевается).


Антиглобалистское поверье гласит, что Х.-Б. — эта­кий сокрытый имам анархии во всемирном розыске; веч­но укуренный Бакунин-ассасин с суфийским — не то тан­трическим — посвящением и реально опасный дядень­ка. Типа там крепость Аламут и инфернальные культы Се­верной Индии, где порнобогиня Кали, где обряд иници­ации верхом на трупе, и все такое. На самом деле все не так серьезно. На самом деле никакого Х.-Б. нет, звать дяденьку Питер Лэмборн Уилсон, и родом он из Аме­рики, простите за выражение. В Северной Индии, где Кали, он, правда, побывал — но, по его же воспомина­ниям, жуткий обряд сводился в целом к работе с двумя алхимическими субстанциями: дешевым коньяком и местной буйной флорой. Расставим акценты: Х.-Б. — без­удержно талантливый и ни на кого не похожий прозаик-визионер, чьи  соблазни­тельные метафоры прово­цируют на наивный реа­лизм. В чисто декоратив­ных словесных орнаментах его хочется разглядеть кар­ту натурального искусствен­ного рая, план-схему Горо­да Солнца, утопическую то­пографию: да смысла в них не больше, чем в узоре на обоях, который в известные моменты тоже умеет ожи­вать и змеиться. Психоделическая публицистика Х.-Б. по­строена на виртуозном словоблудии, на принципиальном неназывании вещей своими именами, на том, что эру­диция позволяет ему говорить о саламандрах и пиромагии, когда надо сказать: "огоньку не найдется?". Безу­словный Калиостро, он тем не менее — тот редчайший случай, когда последовательное и вдохновенное шарла­танство становится искусством. Тексты Х.-Б. опьяняют: если не разбираться, что именно он говорит.


Если разобраться, то говорит он безобидные ба­нальности. Давайте жить дружно, преодолевать От­чуждение, раз в неделю собираться всем фалансте­ром "Умелые руки", шить красно-черные лоскутные одеяла и иногда еще взрывать телебашни. И будет нам хаос и "иммедиатизм": обетованная земля не­посредственности, где нету трезвых, где жгут день­ги и фейерверки, где красную икру мажут на трудо­вой черный хлеб, где узор на обоях змеится не пе­реставая, а флора буйная-пребуйная.


Дмитрий Ткачев


Опубликовано в журнале “МК-Бульвар”. 2002. № 49.

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

Наш онлайн-магазин снова работает — принимает заказы и отправляет книги

img

Илья Зданевич (Ильязд)

Дом на говне: Доклады и выступления в Париже и Берлине. 1921–1926 / Общ. ред. С. Кудрявцева, сост., подг. текстов, вступ. ст. и коммент. Р. Гейро и С. Кудрявцева

2021

Гилея (In girum imus nocte et consumimur igni)

img

Илья Зданевич (Ильязд)

Восхождение на Качкар / Сост. и общ. ред. С. Кудрявцева; предисл., примеч. и коммент. Р. Гейро

2021

Grundrisse