DO RIBEIRO AO ESGOTO

ИЗ РОДНИКА* В СТОЧНУЮ КАНАВУ

 


Все мы знаем, какую роль закрепил за сюрреализмом пошлый язык, который так ценят медийные холуи и которому они с готовностью вторят: течение, дескать, основал некий понтифик по имени Андре Бретон, фактически это литературный и художественный фарс, производящий эффект за счёт странностей и отклонений и побуждающий к беспочвенной провокации и абсурдным выходкам. Подобные бредни пересказывают столь часто, что если опровергать их каждый раз, когда выслушиваешь, то усилия эти начинают походить на сущий сизифов труд. Так что теперь в большинстве случаев нам только и остаётся, что устало пожимать плечами. Однако сегодня на сюрреализм того и гляди навесят новый ярлык, сводя его к откровенному шарлатанству. И тут уж мы дадим волю гневу.

 

И правда, какой-то Сантьяго Рибейру, которому довелось родиться в Коимбре в 1964 году, вот уже несколько лет разъезжает по миру со своей безобидной мазнёй. А поскольку на его картинах изображена невнятная фантастическая вселенная, он решил, будто имеет право называться художником-сюрреалистом. Впрочем, этим приёмчиком пользуются и некоторые другие пачкуны, ведь им до сих пор невдомёк, что сюрреализм – вовсе не художественная или литературная школа, а мировоззрение, и потому никакой сюрреалистической живописи быть не может, а существует лишь сюрреалистический подход к живописи. Ну да что тут говорить. Куда страшнее то, что господин Рибейру превращает сюрреализм в торговую марку с логотипом «Сюрреализм сейчас», который с июля по декабрь 2017 года – этакое позорище! – красовался в виде рекламной вывески на гигантских экранах Таймс-Сквер в Нью-Йорке. А это уже совершенно никуда не годится. Даже Дали со всеми своими эксцентричными выходками – немало потрудившийся для грубого уподобления сюрреализма сумасбродным чудачествам, но во всяком случае не обделённый талантом – не так далеко зашёл в искажении смысла. Его альтер эго Avida Dollars хотя бы работало только на него и не замахивалось на организацию всемирного движения, объединяющего более сотни участников. Тем более, что лидер этого движения в открытую отрицает все этические и критические основы сюрреализма: он недвусмысленно ссылается на религию («Моё искусство пронизывает старинный дух распятия»), не долго думая, обращается к церковным художникам, отъявленным милитаристам, и наконец, ничуть этого не скрывая, противостоит родоначальнику того самого течения, к адептам которого он себя во всеуслышание причисляет («В нынешних обстоятельствах сюрреализм, построенный на принципах Бретона, не вызывает у меня ни малейшего интереса»). А ведь именно Андре Бретон, его «Манифест» 1924 года и такие автоматические тексты, как «Магнитные поля» и «Растворимая рыба», полностью определили суть термина «сюрреализм», и эти сегодняшние нелепые и вероломные попытки пересмотреть его основные положения и цели свидетельствуют об исключительной беспардонности. В так называемом «Сюрреализме сейчас» нет ни сюрреализма, ни современности, а есть лишь форменное интеллектуальное мошенничество, какого предостаточно во все времена.

 

Париж, 25 января 2018

 

От имени сюрреалистической группы:

Элиза Арю, Мишель Башле, Анни Боннен, Массимо Боргезе, Клод-Люсьен Коэ, Эрве Делабарр, Альфредо Фернандеш, Жоэль Гейро, Ги Жирар, Михаэль Лёви, Пьер-Андре Соважо, Бертран Шмитт, Сильвен Танкерель, Вирджиния Тентиндо, Мишель Зимбакка

 

* Фамилия Рибейру дословно переводится с португальского как "родник", "ручей" (примеч. пер.).

 

Перевод М. Лепиловой специально для hylaea.ru

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В издательстве Grundrisse вышли две автобиографические книги авангардных художников – Алексея Грищенко и Натальи Касаткиной

img

Наталья Касаткина

Мой мир: Рассказы и письма художницы / Сост. Н. Гутовой

2020

Grundrisse

img

Пётр Смирнов

Будуинские холмы: Полная версия книги стихов и другие тексты 1980–1990-х годов / Подг. текстов А. Ерёменко, сост. и коммент. С. Кудрявцева

2019

Гилея (Real Hylaea)