"Русская мысль" о двухтомнике Александра Введенского

 

 

В основу настоящего издания положено первое полное собрание всех дошедших до нас произведений Александра Введенского, подготовленное Михаилом Мейлахом и выпушенное издательством «Ардис» в 1980-1984 гг. Прошедшие за это время годы, пишет ученый во вступительной статье к 1-му тому, позволили составителям дополнить собрание ранними стихотворениями Введенского, тремя шуточными текстами, некоторыми био- и библиографическими материалами. От себя заметим, что если предваряющая 1-й том биографическая статья почти не отличается от таковой в «ардисовском» издании, то помещенный во 2-м томе очерк поэтики Введенского вполне заслуживает быть отмеченным как еще одно положительное отличие издания московского.


В наше время многочисленных публикаций и републикаций рецензируемый двухтомник может служить едва ли не идеальным примером действительного научного подхода к делу. Тем не менее чувствуется, что для самого М. Мейлаха проблема академичности в данном случае не главная. «Александр Иванович Введенский родился (да простит он нам этот тон академического биографизма) в Петербурге 23 ноября (6 декабря нов. ст.) 1904 г.». Данное «извинение» и некоторые другие ремарки показывают, что Введенский для публикатора не только выдающийся русский, но любимый поэт. Именно это чувство, а также рождаемые им интуиции ученому не менее важно выразить в своей работе.


Другим фактором, в принципе заставляющим не уходить, а приближаться к академизму при издании наследия обериутов, является игровая, заумная стихия их поэзии. Цитата из Введенского или Хармса колеблет нейтральную описательность научного тона, невольно вышучивает его. Трудно без улыбки читать следующий вполк корректный, с академической точки зрения, пассаж: «Я.С. Друскин указал в этой связи (речь идет о категории чувства в поэтической системе Введенского. — А.Л.) на возможную аналогию с некоторыми эстетическими высказываниями Хармса, в частности выраженными им в формуле: „арбуз —дыня — арбуз" (т.е. дыня лучше, чем арбуз, но самый лучший арбуз снова лучше дыни). Этой формулой Хармс пользовался для выражения идеи о том, что неэмоциональное искусство выше, чем искусство эмоциональное, но самое высшее искусство — снова эмоционально, хоть это уже и „эмоции" иного порядка».


Андрей Лебедев


Опубликовано в газете «Русская мысль» (Париж) за 01-07.07.1993.

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В издательстве Grundrisse вышли две автобиографические книги авангардных художников – Алексея Грищенко и Натальи Касаткиной

img

Алексей Грищенко

Мои годы в Царьграде. 1919−1920−1921: Дневник художника / Научн. ред., вступ. ст., пер. с фр. В. Полякова, пер. с укр. М. Рашковецкого, коммент. и примеч. С. Кудрявцева и В. Полякова

2020

Grundrisse

img

Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909–1941: В 2 томах / Сост., предисл., вступл. к разд., коммент., кр. свед. об авторах и библ. Е. Лазаревой

2020

Гилея