Ева Хиндерер. Бен Мореа, Black Mask и Motherfuckers

 

Хроники Нижнего Ист-Сайда 1960-х гг.

 

 

Впервые я встретила Бена осенью 67-го, когда он вступил в словесный спор с теоретиком анархизма Мюреем Букчином в одной маленькой квартирке в доме на Avenue B, который уже снесли. Аргументом Бена были прямые действия, движения в обход истеблишмента и неоднократные уличные беспорядки. Букчин напирал на то, что сначала была сознательность.  "Я молотком и долотом уродовал здания на Уолл-стрит!", говорил Бен. Букчин же более размышлял вслух о перспективах. Позднее Бен и его affinity group, известная своим нежным названием “Motherfuckers”, была, наряду с Уэзерменами, на слуху у всех революционеров того времени.    

 

Помню, в первый раз я увидела это название на флаере, распространявшемся на сходках "Студентов за демократическое общество" (1), потом на листовке по поводу акции у Линкольн-центра. Это была строка из стихотворения Амири Барака (2). Они очень напоминали настоящую семью. Уже переехав в Нижний Ист-Cайд, и, будучи анархически настроенной, я жила недалеко от них, хотя больше увлекалась феминизмом, став членом New York Radical Women.

 

Motherfuckers не чурались никаких идей, носившихся тогда в воздухе, они перенимали любые задумки, даже если те и принадлежали другим группировкам. Йиппи в своих акциях демонстрировали озорную непочтительность, в них не было той серьезности, что отличала Motherfuckers. Аналогичным образом, отколовшиеся от СДО Уэзермены хотя и испытали влияние мятежной мазафакерской активности, вряд ли позиционировали себя как анархисты.

 

Еще будучи несовершеннолетним, Мореа находился под опекой Джулиана Бека и Джуди Малины из Living Theater (3). Под их влиянием он меняет свой героиновый образ жизни джазового музыканта и увлекается рисованием и политикой. Его первые политические действия вылились в декларацию о единстве искусства и революции, что нашло отражение в Black Mask – самиздатском зине, десять выпусков которого выходили с ноября 66-го по май 68-го. Местами их теория шла вразрез с европейской культурой, потому что, как заявлялось, революционное искусство – это «неотъемлемая часть жизни, как в примитивном сообществе, а вовсе не способ обогащения».

 

Тем не менее, в плавильном котле (4) 60-х и на фоне сопротивления вторжению во Вьетнам, Мореа перестал выпускать Black Mask, заявив, что Motherfuckers – это шаг вперед и что пора "на улицы". Занимаясь в теории и на практике вполне серьезным подстрекательством к революции, группа в своих выходках не исключала и игровое вредительство.     

 

Вот некоторые из их акций:

- Распространение флаеров в Баури (5) с неправдоподобным приглашением на открытие галереи на фешенебельной Пятьдесят седьмой улице в Манхэттэне с обещаниями бесплатных выпивки и закусок. Когда Motherfuckers пришли посмотреть, что из этого вышло, то увидели огромные толпы, разгоняемые Tactical Police Force.   

- Перекрытие St.Mark’s place между Второй и Третьей авеню, переросшее в настоящий бунт. Бен рассказывал, что как только Эбби Хоффман оттуда переехал, он тут же занял его квартиру.

- Во время нью-йоркской "мусорной стачки" в 68-м они принесли мусор к Линкольн-центру и забросали им фонтан. Это событие нашло отражение в документальной короткометражке “Garbage” коллектива Newsreel (6).  

- Разрезание изгороди из проволочной сетки на фестивале в Вудстоке в 1969-м, что позволило огромному количеству народа пролезть бесплатно. Хотя даже друг Motherfuckers Вэйви Грэйви (7) никогда в открытую этого не подтверждал.

- Шуточная стрельба в Кеннета Коча (8) во время его поэтического выступления в St.Mark’s Church. Один Мазафакер демонстративно вытащил пистолет, выкрикнул "Коч!" и сделал холостой выстрел. Поэт был настолько шокирован, что упал в обморок. А в это время с галерки разбрасывались фотографии Лероя Джонса с лозунгом "поэзия – это революция".    

 

По словам Мореа, их интересовали "прорывы". Во время демонстрации у Пентагона осенью 68-го, они, действительно, прорвались к самому входу здания.

 

Бен всегда интересовался историей антиавторитарного, антиленинского левого движения. Он разыскивал старых анархистов и старался с ними встретиться. Интересовался, например, Александрой Коллонтай, инициативы которой тормозились Лениным (9). Еще он встречался в Детройте с секретарем Троцкого Раей Дунаевской, но они поспорили, и она его выгнала.

 

Чета Беков помогла Бену и Motherfuckers вынудить хозяина клуба “Fillmore East” (10) Билла Грэхэма позволить им устраивать для коммюнити каждую неделю бесплатные вечера. Бен полагал, что если искусство и революция едины, то театру с революцией также по пути. Однако после трех-четырех недель уже полиция вынудила Грэхэма прикрыть вечеринки под угрозой прикрытия клуба.

 

Множество политических активистов и группировок побывали у Бена в мансарде в Восточном Бродвее. Среди них, например были:

- лидер японских Зенгакуров, группировки, частенько устраивающей побоища с полицией. Этот парень впоследствии присоединился к Че Геваре в Боливии.

- King Mob (11), группировка из Англии, которых Бен охарактеризовал как отличных парней.

- Ситуационисты. Хотя Ги Дебор впоследствии пришел к выводу, что Motherfuckers были «чересчур мистичны».

- Жан-Жак Лебель, участник майских восстаний в Париже 68-го.

- Валери Соланас, бывшая его ближайшим другом. Она была автором "Манифеста общества полного уничтожения мужчин" (12) и совершила покушение на Энди Уорхола. Прообраз Бена даже появляется в фильме о ее жизни ("Я стреляла в Энди Уорхола"). И хотя у них были платонические отношения, в фильме они показаны любовниками – в Голливуде по-другому никак. Бен вспоминал, как однажды спросил Валери о том, что будет с ним в обществе полного уничтожения мужчин, и  Валери пообещала, что его убьют в последнюю очередь.

 

Все более вовлекаясь в сферу искусства, Бен встречался и с Ричардом Хюльзенбеком из Берлин Дада, а также с критиком Николасом Каласом, который в свое время был близок к движению сюрреалистов. И на него очень сильно повлиял Альдо Тамбеллини, художник и режиссер независимых фильмов, бывший для него кем-то вроде наставника.

 

Мореа выдумал определение "affinity group". На ту самую встречу в Нижнем Манхэттэне домой к Букчину зашел Герберт Маркузе со своим пасынком Томом Нойманом, который тоже был Мазафакером. Бен услышал испанское слово aficionado (13), но заменил его словом affinity, придав ему "испанское" значение. Впоследствии Нойман дал толкование этому определению - "affinity group" – "уличная банда с анализом", которое потом использовали King Mob. В сегодняшнем молодежном анархическом движении этот термин имеет широкое хождение.  

 

Motherfuckers устраивали ночлежки для бездомных и два раза в неделю кормили сотни людей йогуртом Данон, который шел в брак из-за неправильной маркировки, и тушенкой, снятой с продаж супермаркетами. Они вызывали к больным врачей, работали с адвокатами, стояли на раздаче. Все это делалось на гранты Джадсон-Черч силами "Службы борьбы с бедностью в Нижнем Ист-Cайде" - вымышленной организации, придуманной для выбивания целевых денег.

 

Активная деятельность Бена в Нью-Йорке прошла с конца пятидесятых до конца шестидесятых, застав закат эпохи битников и начало контркультуры хиппи. Он дружил с Алленом Гинзбергом и Лероем Джонсом (Амири Барака) и непрерывно воплощал собой всю полноту движения сопротивления шестидесятых, а именно политический артистизм.

 

Ева Хиндерер

 

1) Студенты за демократическое общество (SDS - Students for Democratic Society) – студенческое движение в 60-е годы. Один из оплотов Новых Левых. Black Mask некоторое время числились их ультрарадикальным крылом.

2) Амири Барака – второе имя поэта-битника Лероя Джонса (после принятия им ислама). Выражение, давшее название группе, взято из стихотворения “Black People”, посвященного волне расовых бунтов, в середине 60-х всколыхнувших всю Америку.

3) The Living Theater – старейший независимый театральный коллектив, существующий уже больше 60 лет.

4) Теория плавильного котла (Melting Pot) - теория формирования американской нации, объединившей в единый сплав иммигрантов различных рас и национальностей из многих стран мира. Впервые понятие "плавильный котел" употреблено английским драматургом И. Зангуиллом в одноименной пьесе (1908) о жизни еврейских иммигрантов в США. В последние годы социологи говорят об обратном процессе (Salad Bowl Theory) - сохранении, а не "расплавлении" элементов этнических культур в американском обществе.

5) Баури - микрорайон в Манхэттэне, где, например, находился известный клуб CBGB

6) Newsreel – коллектив режиссеров документальных короткометражек, всегда бывших в гуще событий и запечатлевших на пленку многие события контркультуры 60-х.

7) Вэйви Грэйви, или Хаф Ромни, один из шайки Прикольщиков под предводительством Кена Кизи, лидер Hog Farm,  клоун, почетный участник кислотных тестов и многое другое. Человек, олицетворяющий собой дух хиппи, особенно своей помощью друзьям. На Вудстоке в 1969-м Hog Farm занимались тем, что кормили всех собравшихся.

8) Кеннет Коч - американский поэт (1925-2002), участник литературного объединения «Нью-Йоркская школа».

9) В 1921-м году представленная к Х съезду РКП (б) программа Коллонтай «Рабочая оппозиция» с предложением передать управление всем народным хозяйством всероссийскому съезду производителей, объединенных в профсоюзы, была осуждена ленинской резолюцией «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии».

10) “Fillmore East” – в конце 60-х-начале 70-х известный нью-йоркский рок-клуб.

11) King Mob – английские ситуационисты, исключенные в 1969 году из Ситуационистского Интернационала за дружбу с Black Mask.

12) Соланас В. Манифест О.П.У.М. – СПб: 1984, 2004.

13) исп. - дилетанский, самодеятельный, любитель чего-либо.

 

Пер. с англ. А. Умняшова. Публикуется по журн.: Автоном. Лето-осень 2008. № 30. С. 44-45.

ВСЕГО В КОРЗИНЕ: 0

ПОКУПКА НА СУММУ: 0 РУБ.

В издательстве Grundrisse вышли две автобиографические книги авангардных художников – Алексея Грищенко и Натальи Касаткиной

img

Братья Гордины

Анархия в мечте: Публикации 1917–1919 годов и статья Леонида Геллера «Анархизм, модернизм, авангард, революция. О братьях Гординых» / Сост., подг. текстов и коммент. С. Кудрявцева

2019

Гилея (Real Hylaea)

img

Наталья Касаткина

Мой мир: Рассказы и письма художницы / Сост. Н. Гутовой

2020

Grundrisse